Прохорова Елена
Консультация для воспитателей «Играем с малышами»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность.
Что означает игра для ребенка? По мнению ученых, игра - не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека, это источник эмоций и фантазий, через игру малыши познают окружающий мир, открывают для себя, что каждый из них – самостоятельная личность. Игра формирует интеллектуальные и физические способности детей. С трудом можно представить объем информации, то множество знаний и навыков, которые приобретает малыш в игре, и благодаря которым он будет ориентироваться в окружающем его мире.
Публикация «Консультация для воспитателей „Играем с малышами“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дети раннего возраста – пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий их мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия». Мы, взрослые, должны поощрять их стремление к познанию, помочь реализовать уже имеющиеся у них возможности к этому и создавать условия для последующего развития.
Многие игры (подвижные, малоподвижные, игры с предметами существуют с давних времен и пришли к нам из глубин народной педагогии. Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания детей младенческого и раннего возраста. Без потешек и прибауток не обходился ни один сколько-нибудь значимый период роста и развития малыша. Они сопутствовали играм с пальцами, ручками, ножками, развивали ритмичность. Игры-забавы напоминали маленькие сказки.
Игр очень много, они разные, но особое место среди них занимают подвижные. Они считаются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить настоящие чудеса.
Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка. Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого малыша, но и для окружающих его взрослых. Подвижная игра должна войти в жизнь ребенка, умело сочетаясь с другими видами его деятельности. Она уместна во многих случаях; если дети устали от однообразных действий и им нужна разрядка, ; если они расшалились и их надо успокоить; если надо сделать интересным какой-то режимный момент или поднять их настроение и активность после дневного сна. Малыши быстрее привыкают к новым для них условиям в период адаптации, если воспитатель умеет сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности.
Подвижная игра - незаменимое средство развития ребенка.
Игра, в какой бы форме она ни выражалась, всегда вызывает у детей радостные чувства. А в подвижной игре, с ее моментами веселой неожиданности, малыши испытывают чувство удовольствия от соучастия в игровой ситуации, самих движений. В игре он может все: проскакать на лошадке, прокатиться на поезде, взлететь на самолете и т. д. «только понарошку». Но для ребенка в каждой игре, пусть в течение короткого времени, существует реальный мир, в котором малыш живет и действует, преодолевает трудности. Задача его заключается в том, чтобы действительно убежать от собачки, догнать мяч, и т. д. игра для ребенка полна реального смысла. Отношения с ребенком в игре следует строить так, чтобы малышу было комфортно. Он должен чувствовать себя свободным и самостоятельным. Ребенок играет, значит, он действует, с кем-то общается. Не может малыш в подвижной игре прыгать, скакать, бегать просто так, без всякой причины. Надо, чтобы в игре был кто-либо, от кого он будет убегать, или кто-то, кого нужно догнать; от кого-то спрятаться, кого-то искать, а кому-то подражать. Такую роль на себя принимает образная игрушка, она же является основным партнером в подвижной игре. Образная игрушка дает ребенку повод не только радоваться, но и вызывает разнообразные чувства; волнение, восторг, нежность; оживляет детское представление, дает возможность активно действовать.
Игрушка – организующее начало, она помогает обозначить ту или иную ситуацию, определяет содержание сюжетной подвижной игры и дает возможность понять ее цель, т. е. то, к чему нужно стремиться.
Сюжетные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закрепить свои знания и представления о повадках и особенностях движений животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами, правилах движения транспортных средств.
Игры малышей нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует действия детей, их поведение. Дети учатся сопровождать свои действия простейшими словами, например «тук-тук» - стучит молоточек по ладошке, «фык-фык», быстро говорятдети и идут семенящим шагом, как ежики. Малыши не только с удовольствием демонстрируют действия персонажей, но и упражняются в звукоподражании: квакают, как лягушки и т. д. Чем больше ребенок увидит и услышит, тем больше он захочет увидеть и услышать в дальнейшем.
Некоторые подвижные игры проводятся под музыку. Она может звучать в любой части игры. Музыка объединяет детей общим настроением, способствует развитию и пониманию речи, активизирует ее; вызывает у ребенка интерес к движениям, помогает взрослому и детям реализовать определенные двигательно-игровые замыслы. Движения под музыкальное сопровождение с проговариванием отдельных слов, со звукоподражением стимулируют развитие слухового внимания, зрительной памяти и являются эффективным методом развития мелкой моторики ритмических движений детей. Ритм доступен ребенку раннего возраста. У него развивается умение выполнять во время движения, еще и различные действия руками, что способствует развитию координации.
Играя, дети двигаются в удобном для них темпе и ритме, не согласовывая свои движения с действиями сверстников. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он чувствовал себя в игре свободно и спокойно. В таких условиях ему легче адаптироваться в игровом коллективе.
Во всех подвижных играх особо значимые движения – ходьба и бег, именно они позволяют ребенку перемещаться в пространстве. Чтобы ходьба и бег не были самоцелью, полезно эти движения сочетать с выполнением какого-то конкретного задания - малыши идут в гости к спящему «мишке» тихо-тихо, на носочках, но потом вдруг громко топают и хлопают в ладоши, так они «будят» мишку.
- «Зайчата» прыгают, им весело, но вдруг, по сигналу об опасности, быстро убегают в свои «домики».
Ведущая роль в руководстве деятельностью детей в игре остается за воспитателем. По ходу игры воспитатель имитирует движения персонажей называет и показывает их действия, выделяя и поясняя наиболее явные стороны движений, помогает детям их увидеть, подсказывает, как вести себя в неожиданно изменившихся условиях, поясняет происходящее. Благодаря этому дети лучше усваивают смысл и содержание игры.
Непременным условием правильного руководства деятельностью детей в процессе игры является общение. Тон общения с ребенком только благожелательный, но не приказной, интонация – только мягкая, но не резкая.
В ходе игры воспитатель держит в поле зрения всех ребят, но доверительные отношения между взрослым и малышами могут установится лишь в том случае, если это общение индивидуальное. Оно очень важно для эмоционального состояния ребенка. Индивидуальный контакт нужно постараться поддерживать на протяжении всей игры. Общение с малышом может быть не только словесным, но ему будет понятен ласковый взгляд или улыбка воспитателя.
Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности – и таким образом оказывают влияние на всестороннее развитие детей.
В подвижных играх развивается память, внимание, воображение, малыши учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.