Татьяна Чернова
Консультация для воспитателей и родителей «Логопедические распевки как эффективный способ развития певческих навыков у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и родителей
как эффективный способ развития
певческих навыков у детей
Подготовила: Музыкальный руководитель
Чернова Татьяна Евгеньевна.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Логопедические распевки как эффективный способ развития певческих навыков у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Как только малыш начинает произносить первые звуки и слова, он пытается напевать придуманные или ранее услышанные мелодии. Замечено, что пение для многих детей является одним из самых любимых занятий. И это очень здорово, ведь пение невероятно полезно для организма, и не только детского. Важно, чтобы родители не запрещали малышам петь, а наоборот, поощряли это занятие и всячески ему способствовали, например, разучиванием новых детских песенок и совместным пением.
• Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.
• В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.
• Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы, что в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.
Занятия вокалом приносят для детского организма много пользы:
• развивают слух и чувство ритма;
• прививают музыкальный вкус;
• улучшают память - поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и прочее;
• способствуют развитию способностей к импровизации;
• стимулируют речевую активность - в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их;
• нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию - уроки пения очень эффективны при астме;
• эффективно устраняют речевые нарушения - во время пения ребенок перестает заикаться;
• развивают коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе;
• раскрепощают, устраняют комплексы и страхи.
Занятия вокалом способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения. Регулярные занятия пением тренируют дикцию ребенка, вследствие чего речь малыша становится четкой, последовательной, без дефектов. Конечно, пением можно заниматься дома, но лучше доверить этот процесс профессионалу, который сумеет подобрать правильный репертуар вашему ребёнку, поставит ему голос, научит диафрагмальному дыханию.
Вам знакома ситуация, когда ребёнок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговаривает? А Вы пробовали заниматься с ним логоритмикой?
А ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.
А СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, У КОТОРОГО ПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ ИЛИ ЕЩЕ НЕЯСНО, ПРИСУТСТВУЮТ ЛИ, ТАК КАК ОН СЛИШКОМ МАЛ?
Даже нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой и приносить ему пользу, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить :
ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.
КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮ
К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…»
ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте. ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И СТИХОТВОРНОГО ТЕМПА И РИТМА
Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.
ДЫХАНИЕ
Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.
АРТИКУЛЯЦИЮ, МИМИКУ И ГОЛОС
Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка»
УМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ТЕЛА, РЕЛАКСАЦИЮ
Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.
ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит.
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности. К примеру, «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет…» В целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.
ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ
Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение.
РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАСПЕВКИ помогают педагогам в коррекционной работе, и не только. Мы используем эти распевки в разделе пения - как упражнения, подготавливающие певческий аппарат детей к ПЕНИЮ песен.
Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.
Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.
В своей работе я применяю логопедические распевки.
Логоритмические игры-распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания и проигрывания. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивающие артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности детей с нарушениями речи.
При разучивании логоритмических игр-распевок рекомендовано соблюдать следующие этапы работы:
1. Первичное восприятие рифмовки, музыкально- игрового упражнения.
2. Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание, выполнение движения по показу педагога.
3. Самостоятельное (совместно со взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.
Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.
логопедические песенки.
Логопедические распевки предназначаются для работы с различными группами звуков.
Например, если надо разработать произношение для заднеязычных фонем, то можно проговаривать следующие фразы:
• КИ-КИ-КИ — ходят кони и быки;
• ГУ-ГУ-ГУ — ходят гуси на лугу;
• ГИ-ГИ-ГИ — на лужок скорей беги;
• КУ-КУ-КУ — спел петух кукареку.
Для того, чтобы совершенствовать произношение для свистящих звуков, подойдут такие логопедические распевки для детей 3 4 лет :
• СО-СО-СО — накачали колесо;
• ЗА-ЗА-ЗА — у меня живет коза;
• ЗУ-ЗУ-ЗУ — я привел домой козу;
• СА-СА-СА — залетела к нам оса.
Существуют распевки для работы над произношением шипящих звуков:
• ШУ-ШУ-ШУ — подойду я к малышу;
• ЖУ-ЖУ-ЖУ — на жука я погляжу;
• ША-ША-ША — как погода хороша;
• ЖА-ЖА-ЖА — принесли домой ежа.