Ирина Мацнева
Консультация «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью, игровой деятельностью. Все это служит основой для вхождение малыша в широкий мир художественной культуры. Даже самые маленькие дети способны проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, воспринимать красоту окружающего мира. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.
Публикация «Консультация „Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру“ (детей раннего возраста 3–4 лет)» размещена в разделах
Большое значение для развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Поэтому приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности занимает важное место в программе воспитания детей раннего возраста.
В сфере художественно-эстетического развития задачами педагогической работы являются формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к театрализованной, изобразительной деятельности, музыкальное развитие.
Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в привлечении внимания малыша к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и в вовлечении его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстетические эмоции, привлекать ребенка к сопереживанию и откликаться на его чувства.
Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу, ваза на столе, разноцветные чашки для чая, нарядная одежда малыша (бантики, вышивка на кармашке, красивые пуговицы).
Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети, они должны быть красиво и со вкусом оформлены. Их можно украсить детскими рисунками, поделками, иллюстрациями картин, игрушками. Экспозиции следует периодически менять и обращать внимание на что-то новое. Предметом совместного наблюдения может быть распустившийся цветок на подоконнике или необычные цветы в вазе, засушенные листья.
Все это также надо делать и в домашней обстановке, в выделенном детском уголке.
Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослых: его искреннее восхищение или удивление всегда находят у них отклик. Любые попытки малыша выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого.
Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений. Подобные произведения имеют глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Малыш познает окружающий мир не только воспринимая его, но и активно действуя в нем. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указанию взрослого, для этого требуется особый настрой. Взрослый может лишь способствовать его возникновению.
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей.
Общего назначения.
а) Книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
б) Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства;
в) Музыкальные инструменты;
г) Фланелеграф:
д) Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;
ж) Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.