Надежда Сосина
Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы
▼ Скачать + Заказать документы
До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. "Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению; терпимость - свойство, качество это" (Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV).
Публикация «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Работа по формированию толерантного сознания у воспитанников инклюзивной группы должна вестись по нескольким направлениям.
1. Профилактика формирования негативных установок. Формирование умения анализировать свои поступки.
Конечно же, что такое хорошо и что такое плохо, мы узнаем в детстве от мамы и папы, от других взрослых людей. Маленькие дети воспринимают то, что говорят взрослые как истину в последней инстанции, они еще не способны анализировать. И если родители говорят, что какие-то люди плохие, ребенок и не задумывается над тем, что же в них плохого. Вырастая, мы можем пересматривать те установки, которые получили в детстве, и изменять к ним свое отношение. Очень важно, для профилактики возникновения негативных установок развивать в детях чувство ответственности и способность думать, анализировать.
Воспитание толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в классическом треугольнике: «РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями.
• Беседы, консультации
• Родительские собрания (1-ое на тему: «Включение детей с ограниченными возможностями развития в группы детского сада»)
• Тематические вечера «Родительские гостиные», где за чашечкой чая, в непринужденной обстановке родители обсуждают интересующие проблемы, могут задавать вопросы
• Проведение различных спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», «Шашечный турнир среди родителей», «День здоровья»
• Привлечение родителей к участию в жизни детского сада («родительский день», субботники, наши традиционные конкурсы (поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка своими руками», «Во что играли наши дедушки», «А, ну-ка мамочки», разработка детско-родительских проектов, стенгазет)
• «Устами младенца»
• Досуги с родителями
Таким образом, нам удалось показать родителям, что включение в группу детей с тяжелыми нарушениями в развитии не есть «страшно», а наоборот, дети, имеющие норму в своем развитии, общаясь, играя с «особыми» детьми учатся толерантности, милосердию и просто – доброте. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи
2. Формирование представления о себе и окружающем мире, развитие само и взаимоуважения.
Сформировать уважение к другим людям, умение ладить с ними, прощать, быть снисходительным, миролюбивым, гуманным невозможно, не имея представление о самом себе и об окружающем мире. Уважение к «другим», воспитывается тогда, когда родители и воспитатели с уважением относятся к своему ребенку, когда они видят в нем личность, учитывают его мнение. Тогда маленький человек учиться принимать других людей такими, какие они есть, уважать мнение другого человека, даже если оно не совпадает с его мнением.
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи.
Наш опыт показал, что сформировать уважение к другим людям, умение ладить с ними, прощать, быть снисходительным, миролюбивым, гуманным невозможно, не имея представление о самом себе и об окружающем мире.
Свою работу мы построили на системе разработанных и частично адаптированных занятиях направленных на:
• формирование знаний о своем организме;
• обогащение и систематизация знаний ребенка о своей семье, доме, улице, детском саде, городе, стране;
• развитие эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• обогащение знаний о разных профессиях, воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека.
3. Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков
Важным направлением работы воспитателя по формированию толерантного сознания воспитанников инклюзивной группы является работа по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей. Так как одной из проблем, мешающих взаимопониманию «особых» и типично развивающихся воспитанников в группе является неумение построить диалог, понять друг друга. Эта проблема возникает довольно часто, особенно при включении в группу детей с выраженными нарушениями речи, интеллекта, сенсорных анализаторов.
Мы развиваем у детей стремление к сотрудничеству и партнерству, к развитию коммуникативных навыков. На занятиях и в повседневной жизни ребята посредством игр, игровых упражнении, «Круга» учатся взаимодействовать со сверстниками, разрешая конфликты, находить компромиссы.
Воспитателями инклюзивных групп нашего детского сада разработаны и адаптированы занятия и мероприятия, направленные на реализацию названных направлений. Полученные знания закрепляются в повседневной жизни во взаимодействии детей друг с другом в играх, досугах.
В заключении хочется сказать: нормой жизни каждого человека-взрослого и ребенка - должна быть толерантность.
Надо стремиться помогать непохожим людям, жить рядом в мире, дружбе и согласии.
Наша задача: формировать представление ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.