Светлана Клавкина
Консультация для воспитателей «Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами краеведческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотов и граждан, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
С ранних лет формируется первые знания об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями и особенностями своей «малой Родины». Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами краеведческой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.
Знакомство детей с историей нашей малой родины позволяет пополнять знания и расширять кругозор детей в изучении родного края, воспитать гордость за свою родину – Белогорье, научиться ценить заслуги наших предков.
Детям сложно даётся понятие «любви к родному городу и родной стране». Малышу трудно представить устройство большого города, его историю возникновения, что такое достопримечательности. Работа ведется последовательно: от более простого (семья, детский сад, микрорайон) к более сложному (город, страна).
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Но каким же образом воспитывать патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Через краеведческую деятельность. Именно в ней заложены возможности для развития в дошкольниках их патриотического воспитания. Краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну, начиная с «малой родины». Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.
Ведущим методом воспитания является игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс краеведческой работы. Этому же способствует выполнение дошкольникам во время путешествий определенных «должностей» : знатоки маршрута леса, микрорайона, растений, транспорта. «Знатоки» во время экскурсий, выполняя часть общей работы, обогащаются знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Белогорья. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников :
• Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему Белгородской области.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
• Воспитывать чувство восхищения своими земляками.
• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, природе).
• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
• Организовать работу с родителями под девизом: «Их знание и любовь к городу Белгороду должны передаваться детям».