Величко Елена
Консультация для воспитателей «Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях»
«Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях»
Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В. В. Гориневский отмечал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование двигательной активности детей на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.
Значимость музыкально - ритмических движений дошкольников трудно переоценить, поскольку уже в раннем возрасте дети, не умея говорить, адекватно реагируют на музыку различного характера, еще по сути не зная, что это такое музыка.
Свои эмоции передают через движение - ножки пружинят под мажорную музыку, покачиваются из стороны в сторону под музыку спокойного характера. Что мы с воспитателями наблюдаем сейчас в 1 мл. гр.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании и физическом развитии детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950).
Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».
Например, банальные прыжки, способствуют приливу крови к голове и улучшению мозговой активности детей.
Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. В дошкольный период формируется детская психика, развивается речь, закладываются «…начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку».
Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт.
Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.
Как и любое занятие музыкальное включает в себя разные виды деятельности:
Музыкально –ритмические движения
Слушание
Распевание и пение
Игра на музыкальных инструментах
Творческие задания и МДИ
Музыкально-ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности занятия, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях.
Каким образом и для каких целей формируется у дошкольников устойчивый интерес к музыкально –ритмическим движениям на занятии?
В настоящее время я работаю по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
Также в работе использую авторские технологии в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» : «Ритмическая пластика для дошкольников» и «Ритмические движения»; (А. И Буренина) и др.
Особое значение придаю взаимодействию традиционных и инновационных педагогических подходов.
традиционные виды ритмики или музыкально – ритмические движения:
1. Разные виды ходьбы;
2. Упражнения, разминки;
3. Танцы, пляски, хороводы;
4. Музыкальные игры.
К инновационным видам отношу и применяю: элементы биоэнергопластики и кинезиологии (упражнения или танцы на пальцах рук);
• логоритмику (ритмический диктант, игровой массаж); показ
• эвритмию (претворяет слышимое в видимое с помощью «подвижной пластики»);
• коммуникативные танцы (вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение);
• творческие этюды ( пластические этюды с предметами: шарфы, листочки, снежинки, цветы и т. д.);
• пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы).
Использование традиционных и инновационных технологий и методических форм на практике помогает добиться следующих результатов:
Создание на музыкальных занятиях, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
Возможность помочь детям стать активными и раскрепощенными;
По моему глубокому убеждению, именно через синтез традиционных и инновационных методов и приёмов, удается достичь того, что дети активно усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, в том числе, и музыкально-ритмические движения, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
1. Занятия ритмикой помогают прежде всего усвоить основные музыкально – теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. С помощью них дети познают такие музыкальные понятия, как фразировка, часть, форма.
Напримет, по фразам мы часто чередуем разные МРД. Дети познают одночастную, двухчастную и трех частную форму музыку опять же через движение. Например, упражнение «Ходьба- бег», «Ходьба –прыжки» и т. д.
2. Также ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, вразнобой, по диагонали, «змейкой», цепочкой, парами, тройками и т. д. Дети, таким образом не пассивно, а активно, воспринимают музыку разного темпа, характера и динамики. Такое восприятие для детей более интересное и увлекательное, нежели просто сидя на стульях или на ковре.
Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. (передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких – либо профессий.)
Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т. п., расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение.
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.
Основу программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные народные, характерные и свободные танцы.
Народные движения в танцах, как правило, доступны детскому восприятию.
В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п.).
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев.
В начале я активно помогаю ребятам, показываю, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой или прошу показать ребенка, творчески одаренного, способного импровизировать.
Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску или танец.
Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития.
Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Очень любят дети игры с пением, которые выполняют несколько задач одновременно: развивают головой аппарат, речевой и двигательный. Очень полюбились детям осенние игры «Пугало», «Огуречик» и др.
В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в не сюжетных выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения).
В играх «С бубном», «Ищи игрушку» дети учатся различать динамические оттенки (громко –тихо).
Моя задача состоит в том, чтобы, используя на занятии разные виды музыкально –ритмических движений и упражнении не только научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности, но и переносить это в свободную деятельность. Дети с удовольствием играют в любимые игры на прогулке, повторяют речевые игры с движениями дома.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.