Толстых Галина Михайловна
Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений и навыков общения с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнёра по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование доброжелательных отношений и навыков общения с дошкольниками“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.
Формирование доброжелательных отношений между детьми – это одна из актуальных проблем, которая возникает в дошкольной группе. Ведь дошкольная группа – это первое социальное объединение детей, в котором объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям т. д.
Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Очень часто у дошкольников можно увидеть высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, а повышенная агрессивность является одной из наиболее встречающихся проблем в детском коллективе, что в свою очередь снижает продуктивный потенциал, сужает возможности полноценного общения, деформирует личностное развитие.
Согласно ФГОС ДО, уже к трем - четырем годам ребенок должен уметь проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, откликаться на эмоции близких людей и друзей, делать попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком интересов и трудностей других способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, тактичности, самоконтроля, сочувствия к сверстникам, выполнять основные требования взрослых и т. п., т. е. развитию социальных эмоций.
В детском саду день ребенка наполнен различными делами и событиями.
Однако многие из них проходят мимо ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. необходимо формирование «нравственных отношений», с помощью которых он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.
Наблюдая за детьми во время их общения, я обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Именно взрослый может оказать влияние для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно.
Мы должны научить наших детей:
Называть друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же! Быть внимательным к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя! Быть вежливым, и у тебя будет много друзей! Умению внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового! Умению поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, например:
- хочешь играть, попроси разрешения;
-если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
-играя, думай, чем помочь товарищам;
- если предложение товарища интереснее, поддержи его;
- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;
- внимательно выслушивай всех участников;
- не требуй для себя все время главных ролей;
- будь справедливым в игре;
- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним.
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.
Педагогу необходимо создать благоприятные условия для формирования дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к младшим, уважительного отношения к пожилым людям.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются :
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, можно использовать все доступные формы и методы работы :
• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи. В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия.
Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, способствует развитию нравственных начал. Поэтому, необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.