Анастасия Горзий
Консультация для воспитателей «Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Что такое духовно-нравственное воспитание? - Это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается, прежде всего, в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Формы и приёмы формирования духовно-нравственных качеств личности у дошкольников в семье.
Как вы думаете какие формы и приёмы можно использовать в семье?
Одна из наиболее частых форм взаимодействия детей и родителей в семье - это беседа. Тему для беседы нужно подбирать исходя из возраста ребенка и его поведенческого состояния.
Например, для детей старшего дошкольного возраста можно повести ряд бесед о культуре поведения, о бережном отношении к природе, окружающему миру, о вежливом обращении к взрослым и сверстникам.
Цикл стихотворений о том «Что такое хорошо и что такое плохо» поможет разобраться детям в понимании плохих поступков и хороших. Но нельзя забывать о том, что беседы должны закрепляться действиями, т. е., если родители, например, провели беседу с ребенком о вежливом обращении к взрослым и сверстникам, то они должны на своем примере показать ему, как нужно это делать иначе ребенку будет сложно воспринять информацию, не подкрепленную наглядным примером.
Неуважение к старшим, невежливость, обижает друзей, лень
Следующим приёмом является игра. В играх наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии.
Можно использовать Д/И, например «Угадай название сказки»,
Словесные игры «Назови ласково»
С-Р игры «Семья», «Больница»
Нельзя не вспомнить и о такой важной форме взаимодействия детей и родителями как чтение сказок и художественной литературы. Воспитание художественным словом способствует проявлению у ребенка живого отклика на различные события жизни. Моральные нормы и правила приобретают в художественном произведении живое содержание. Дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребенок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которая преподносит ему книга.
Из большого многообразия русских народных сказок предлагаю родителям уделить больше внимания знакомству с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются.
Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.
- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);
- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);
- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);
11 слайд:
- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);
- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»).
Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Предлагаю родителям прочитать детям такие художественные произведения как:
[/b]
Детский сад принимает активное участие в формировании ребёнка. В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно – нравственного воспитания детей.
Тот дух, который царит в семье и в детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
14 слайд:
Как вы думаете какие, наиболее эффективные методы и приёмы в процессе формирования педагогами духовно – нравственной культуры и качеств личности дошкольников необходимы?
Беседа («Урок дружбы», «Спасибо за правду», «Добрые дела»; «Вежливая просьба» и т. д., разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;
Личный пример адекватного эмоционального реагирования педагога, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);
[/b]Методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);
18 слайд Методы торможения (порицание, предупреждение);
19 слайдИгровые приемы (ритуалы начала занятий и конца занятий, например: «Волшебный клубочек», «Как меня зовут», «Круг друзей» и т. д., игровые этюды «Скажи хорошее о друге», «Я так устал», дидактические «Кто живет в семье», «Как поступить», словесные «Назови друга ласково», «Хорошо – плохо», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», «Больница» и т. д.);
[/b]Чтение сказок и художественной литературы (В. Катаев "Цветик семицветик", В. Осеева «Волшебное слово», Б. Алмазов «Горбушка», В. Драгунский «Друг детства»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка», малые фольклорные жанры: загадки, дразнилки, кричалки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки.
[/b]продуктивная деятельность (совместное и самостоятельное изготовление поделок, подарков, книжек, игр и т. д.).
Каждый метод являет собой средство достижения определенной цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом. В связи с этим, неслучайно, что законы нашего государства, и в частности федеральный государственный образовательный стандарт, также нацелены на развитие духовно-нравственной личности.