Куадже Людмила
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное развитие детей в многонациональном социуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
Л. Н. Толстой
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,– не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Консультация для воспитателей „Духовно-нравственное развитие детей в многонациональном социуме“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами
обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание
традиционной культуры своего края, общины, семьи. Эта система готовила
одновременно и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников
на материале народной художественной культуры с учетом регионального
компонента обусловлена тем, что гуманизация образования, преодоление
сциентической направленности в нем привели, с одной стороны, к возросшей
значимости художественно-эстетического воспитания, включения в него изучения и освоения народной художественной культуры России и национально- регионального компонента, с другой, позволили выявить отсутствие механизма его обновления в условиях реформирования современной системы образования, организации образовательной развивающей среды на материале народной художественной культуры, обеспечивающих развитие духовно-нравственных личностных качеств дошкольников.
Народная художественная культура, народное искусство как часть ее,
близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером (Т. И. Бакланова, З. А. Богатеева, А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Ю. В. Максимов и др.). Народное искусство как проявление художественного творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).
Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронов, Т.
Народная художественная культура, народное искусство как часть ее,
близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером (Т. И. Бакланова, З. А. Богатеева, А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Ю. В. Максимов и др.). Народное искусство как проявление художественного творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).
Исследователи народного искусства В. Н. Василенко, В. С. Воронов, Т. С.
Комарова, М. А. Некрасова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и др. отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность,
коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, гуманность, связь с окружающей жизнью.
Вместе с тем, все чаще в научно-методической литературе отмечается
ограниченность организации воспитательно-образовательной развивающей
среды на материале народной художественной культуры, как части ее народного искусства с выделением только их чисто внешних признаков: формы, цвета, орнамента и т. д. (Т. Я. Шпикалова, Н. А. Александрова).
Проведенный нами анализ различных источников не позволяет сказать, что
сегодня уровень разработанности выше обозначенной проблемы является
достаточным и тем более исчерпывающим. Несмотря на значительное количество публикаций в дошкольной педагогике в контексте рассматриваемой темы, остаются еще не изученными возможности погружения детей в мир традиционной народной художественной культуры, использования музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе, проблема обеспечения интегративности в содержании образования, формы и методы духовно- нравственного развития личностных качеств дошкольников, вопросы особенностей формирования и проявления творчества в процессе изучения и освоения традиций народной художественной культуры как России, так и своего края.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, –словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр русского народного творчества –кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
В настоящее время воспитательные, образовательные и социально-
эстетические функции народной художественной культуры, как части ее
народного искусства, могут быть реализованы при условии научной разработки системы художественно - эстетического образования и духовно – нравственного воспитания средствами народного художественного творчества с учетом комплекса факторов социального, эстетического, психолого-педагогического, дидактического и методического характера.
Народная художественная культура, включая все ее виды и жанры,
обладает большими воспитательными возможностями, т. к. несет в себе огромный
духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество
прекрасного, в победу добра и справедливости. В процессе знакомства с
художественным языком народного художественного творчества обогащается собственное творчество детей, становится ярче и образнее речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, диалектов, имеющих место в русской речи. Все это способствует постижению духовных, морально-этических норм (воспитывающая функция народного художественного творчества, в целом,
народной художественной культуры).