татьяна коломиец
Консультация «Может ли детская журналистика повысить речевую компетентность дошкольника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Является ли детская журналистика средством речевого развития детей старшего дошкольного возраста? Давайте проанализируем.
У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Телевидение и журналистика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Будущее поколение - это воспитанники сегодняшнего дня. Впереди их ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, задача современного педагога научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, познавать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Такой технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний и умений, а также формирует навыки сотрудничества.
Правильно организованная педагогом исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, находить выход из проблемной ситуации, умению общаться, быть социализированным и коммуникативным.
Исходя из этого в детском саду, был создан кружок «Юные корреспонденты». Целью работы кружка является развитие компетентности ребенка через создание игровой ситуации, где формируется речевая активность дошкольника.
Перед педагогом ставятся следующие задачи:
-учить умению наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, способствовать использованию невербальных средств общения.
-учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
-развивать способность ребенка к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
-воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, уметь договариваться.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Поэтому вся работа кружка основывается на игре. В игровой форме ребята вместе с педагогом собирают информацию о жизни детского сада за прошедшую неделю, что было интересным, например, интересные поучительные занятия, мероприятия, утренники. Сбор информации происходит через общение с ребятами группы в роли корреспондентов. Ребята умело задают вопросы (Какие интересные мероприятия у вас прошли в группе? Почему именно эти мероприятия? Расскажите о нем. А что именно тебе понравилось в этом мероприятии? А какие герои присутствовали на мероприятии).
Что интересно, ребята задают вопросы как детям, так и взрослым.
В данной работе конечно же ведущая роль взрослого. Он приглашает юных корреспондентов в те группы где прошли мероприятия.
Следующим этапом работы является обработка информации. Корреспонденты вместе с педагогом выделяют наиболее интересные моменты. Педагог записывает информацию со слов корреспондентов. В репортаже принимают участие несколько групп детского сада. Если в саду проходят мероприятия педагогов, тогда собираются корреспонденты и руководитель. В доступной для детей форме педагог рассказывает о вопросах, которые поднимаются в дошкольном мире, выделяют ключевые слова и формируют информацию.
Когда собрана вся информация и есть текст, в работу вступают корреспонденты, это воспитанники подготовительных групп, но из опыта работы пробуем в роли корреспондентов и детей старших групп со 2 полугодия. Они справляются. Есть корреспонденты, есть текст. Теперь в работу включаются родители. Им отводится немаловажная роль, выучить с ребенком текст.
И теперь самое главное - это умение держаться перед камерой, работа над мимикой, жестами, интонацией, дикцией. Все передачи выходят в эфир местного телевидения. Много воспитанников могут себя попробовать в роли корреспондентов. В конце учебного года из 30 детей группы 18-20 ребят могут смело назвать себя корреспондентами.
Я считаю, что ребята и педагоги достигли высокого уровня в речевом развитии дошкольников. Совместными усилиями проделана кропотливая и упорная работа. В ходе работы искали новые формы в усовершенствовании речевой компетентности. На первых выпусках в эфир перед корреспондентами ставилась задача интересно довести до зрителя истории или стихотворения, но затем формы работы достигали нового уровня, и ребята при помощи педагога создавали репортажи в основном в форме рассказов.
Работа дошкольного учреждения направлена на усовершенствование коммуникативных способностей ребенка, это работа с педагогами, педсоветы, семинары, диспуты, круглые столы, мастер классы. На этих мероприятиях педагоги выступают в роли детей, используя различные методы (микрофона) и формы работы (образовательную деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры и т. д.). Очень много проводится НОД по развитию речи, где педагог погружают детей в какую- либо интересную историю, где в конце путешествия должен выйти готовый продукт, рассказ-репортаж. Педагог использует в работе современные средства, заранее придумывая начало какой-либо истории. НОД по ознакомлению с окружающим, на этих занятиях ребята знакомятся с атрибутикой, которая нужна в работе журналиста, на художественно творческих занятиях могут лепить, рисовать, делать атрибуты для сюжетно- ролевых игр.
Дошкольное учреждение тесно сотрудничает с родителями воспитанников, родители очень гордятся своими детьми, всеми семьями и знакомыми ждут выхода передачи в эфир.
Кружок «Юные корреспонденты» реализует социальную и речевую компетентность, ребята высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию, получают удовольствие от собственной деятельности.
А самое главное мы можем ответить на вопрос, что детская журналистика является средством речевого развития детей старшего дошкольного возраста.