лена бирилова
Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА:
Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, порционированный хлеб в хлебнице.
Публикация «Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Темочки
Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка, такая же красивая, как и на столе. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:
• знакомим с правилами поведения за столом,
• развиваем мускулатуру рук, особенно кисти,
• «настраиваем» организм на еду,
• побуждаем малыша к аккуратности.
Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.
Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.
II МЛАДШАЯ ГРУППА
Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают.
Знают:
• наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;
• элементы сервировки стола;
• отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок, что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)
Умеют:
• пользоваться ложками и вилкой;
• пить из чашки, есть с тарелок;
• откусывать, жевать;
• пользоваться салфеткой;
• прилагать старания, чтобы быть аккуратными.
Но детям ещё трудно:
• не набирать в рот много пищи;
• не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;
• пользоваться ножом;
• спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;
• есть всё по порядку;
• самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все требуемые процедуры.
К четырём годам ребё нок может:
• сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи, тарелки, хлебницу;
• пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;
• есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;
• ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;
• правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);
• хорошо полоскать рот после еды;
• помогать взрослому в уборке посуды со стола;
• садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;
• если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;
• перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.
ПОМНИТЕ!
Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!
Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.
НЕ ФИКСИРУЙТЕ!
Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья, но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т. д. ; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания :
• постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т. д. ;
• ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;
• комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;
• по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.
Роль витаминов в детском питании
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов и к другим факторам окружающей среды. Проведенные обследования детей дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточном ими потреблении витаминов, особенно в зимне-весенний период.
Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бетакеротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечается повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунитета, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны пищеварения.
Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении а рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.
Молоко и молочные продукты не должны подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми. При приготовлении каш, овощных пюре и других блюд, в состав которых входит молоко, его используют в сыром виде, добавляя в хорошо разваренные крупы или овощи, и доводят до кипения.
Приготовление творожных блюд на водяной бане обеспечивает лучшую сохранность пищевых веществ.
Замороженное мясо следует отстаивать при комнатной температуре. Отстаивание в тёплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо при слабом огне, так как при сильном кипении его белки уплотняются и становятся трудноусвояемыми.
Рыбу лучше использовать в виде филе, оно легче подвергается обработке (небольшие куски кладутся в кипящую воду и варятся на медленном огне около 10 минут, целая рыба массой 300-400 г — 20-25 минут). Но можно брать и любую нежирную речную и морскую рыбу. Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, а мелкую речную — в холодной солёной воде (на 1 кг рыбы 2 л воды и 15-18 г соли).
Яйца — очень питательный продукт. Особенно полезны яйца весенн-летнего сезона. Перед тепловой обработкой яйца необходимо тщательно вымыть в воде с солью, так как их скорлупа бывает загрязнённой, в том числе и болезнетворными микробами.
Перед приготовлением овощи нужно тщательно вымыть. Почти все овощи следует очищать от кожуры (не очищают только томаты, молодые огурцы, редис). Если овощи употребляются в сыром виде, их надо ошпарить крутым кипятком. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять длительное время в воде (не более 2 часов, так как при этом происходит вымывание витаминов и минеральных веществ.
Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, но можно готовить из них компоты. При необходимости кожура с фруктов очищается, но это надо делать перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С.
Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а так же в качестве добавок к кашам. Для этого их перебирают, промывают, заливают холодной водой и доводят до кипения после чего настаивают в течении 2 —3 часов. В готовый компот или кисель хорошо добавить аскорбиновую кислоту.
Приготовление зерновых продуктов. Перед приготовлением крупы следует перебрать, промыть в тёплой воде (рис и пшено в нескольких водах). При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком, затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения.
Манная каша варится 10 — 15 минут, рисовая и пшённая — до 40 — 60 минут, гречневая — 1,5 часа, перловая — 2 — 2,5 часа.