Федора Семёновна
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возврата» для воспитателей детских садов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№15 «Колокольчик» общеразвивающего вида
городского округа Щёлково
Консультация для воспитателей :
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Подготовила: воспитатель Узун Ф. С.
Публикация «Консультация „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возврата“ для воспитателей детских садов» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.
При обучении используем показ самого действия, знакомим со способами его выполнения.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать любые действия малыша.
Например:
Малыш умывается.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, мыло, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки :
- Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
- Завернуть рукава одежды ребенка
- Проверить температуру воды
- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трёт ими друг о друга
- Смывает мыло под струёй воды
- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором.
Малыш за столом.
Каша вкусная дымится,
Лёша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялась.
Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом.
Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу, бумажные салфетки в салфетницы, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Учим детей правильно :
- держать ложку
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
- Пользоваться салфеткой.
- Благодарить.
- Пользоваться только своим прибором.
Малыш одевается и раздевается.
Даша варежку надела. "Ой куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла, посмотрите-ка, нашла.
В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду.
При расчё сывании:
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки, расчешу.
Учим пользоваться расчёской.
- Знать свою расчёску и место, где она лежит
- Показать назначение расчёски и формировать навык её использования
- Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию
-Исключить возможность пользования чужой расчёской.
при засыпании:
Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки - мягки, да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай, одеяльцем накрывай!
Ещё необходимо создавать игровые ситуации с куклой Катей такие как: “ Кукла Катя умывается”, “Кукла Катя обедает,” “Кукла Катя одевается”.
Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и формируют основы здорового образа жизни.
Навыки детей в формировании культуры гигиены быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.