ольга семерюк
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика и её значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика и её значение.
Публикация «Консультация для воспитателей „Артикуляционная гимнастика и её значение“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, используется зрительный самоконтроль. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Если у ребёнка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т. п. Пассивные движения ребёнка постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные (самостоятельные).
Из выполняемых трёх упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, лучше вообще не вводить нового упражнения, а отрабатывать старый материал.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Не забывайте хвалить и подбадривать его за любые достижения.