Елена Казьмина
Консультация для воспитателей «Аппликация из волокнистых материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все века. Один из нестареющих его видов – аппликация.
Аппликация (от латинского слова- прикладывание) заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне). Эта техника доступна каждому. Нужно лишь иметь выдумку и терпение.
Публикация «Консультация для воспитателей „Аппликация из волокнистых материалов“» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Здесь рассматривается методика выполнения изделий из ткани и других волокнистых материалов, виды работ, технология изготовления. Практическое значение этого материала прежде всего в том, что он поможет детям выполнить подарок к празднику, изготовить сувенир, и т. д.
Всему, что так необходимо ребё нку при подготовке к школе:
-воспитанию усидчивости, аккуратности и терпения;
-развитию образного и пространственного мышления, кисти рук и глазомера,
-обучение ребёнка технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе.
Процесс выполнения.
1. Подбор эскиза.
2. Подбор материала для работы.
3. Разметка изображения.
4. сборка и закрепление деталей на фоне.
Выбор эскиза-рисунка, по которому выполняется аппликация,- очень ответственный момент. Основное отличие аппликации - силуэтность, простота, лаконичность. Поэтому рисунок не должен иметь большое количество мелких деталей.
В зависимости от того, что изображает аппликация, она может быть:
- предметной, на ней выполняют отдельные предметы, портреты людей и животных, растения, транспорт;
- сюжетной, отображающей сюжет сказки, песни, рассказа;
- декоративной, отображающей узор или орнамент.
Чтобы выбрать материал, необходимо знать, что аппликация состоит из основы (фона) и деталей изображения, для которых можно в различных комбинациях использовать: бумагу, природный и бросовый материал и, конечно, ткань различного цвета и качества.
Для аппликационных работ также можно применять хлопчатобумажные и синтетические верёвки, шнуры, тесьму разной толщины и цвета в разнообразных сочетаниях. Многие материалы предварительно необходимо обработать.
В качестве мягких основ используют любую плотную гладко-крашенную ткань: мешковину, бортовку, рогожку, полотно, спорки одежды из сукна, драпа, кожзаменителя и т. д.
Материал для жёсткой основы выбирают в соответствии с возможностями его обработки детьми младшего возраста. Это может быть картон, пластик, пенопласт, фанера. Если для криволинейной формы выбрана жёсткая основа, то следует учитывать необходимость её выполнения лобзиком.
Цвет основы, если она равна размеру изображения, может быть любой, так как в этом случае изображение полностью заполняется. Если в изображение входят элементы змеек и петель, т. е. контурные изображения, то для основы - фона можно использовать бархатную бумагу или её обтягивают тканью, подобранной по цвету. Если фон из фанеры, то её окрашивают тушью, акварелью. Анилиновыми красителями, морилкой, марганцовкой.
Разметку основы и фона осуществляют разными способами, в зависимости от возраста ребенка. Удобно размечать рисунок по клеткам. Для сложных изображений, которые трудно построить, используют шаблоны.
Для силуэтных простых изображений на жесткой основе эскиз выполняют непосредственно на материале фона. Для контурных и смешанных видов изображений на фон переводят либо сложную схему построения изображения, либо эскиз изображения. Если фон светлых оттенков, то эскиз переводят графитным способом. Изнаночную сторону эскиза, выполненного на тонкой бумаге, заштриховывают карандашом. Потом рисунок накладывают заштрихованной стороной на основу и, нажимая карандашом по линиям лицевой стороны, отпечатывают рисунок. Можно перевести эскиз через копировальную бумагу, но этот способ хуже, так как остаётся жирный след и грязь на фоне.
Для жестких фонов используют способ разметки прокалыванием шилом или толстой иглой линии эскиза. При большой площади фона его размечают способом прокатывания приспособлением для снятия выкроек. На фоне остаётся точечный продавленный след.
Желательно эту работу выполнять взрослым.
На мягкий фон (сукно тёмного тона) рисунок можно перевести, сделав проколы шилом по линиям изображения на эскизе. Затем прикрепить эскиз к фону и через проколы нанести разведённый мел. Когда снимают эскиз, волокнистый материал пришивают по намеченным линиям, образованным швом.
Сборку и закрепление деталей аппликации на фоне осуществляют различными способами, в зависимости от жё сткой или мягкой основы: приклеиванием, сшиванием с приклеиванием, пришиванием деталей к основе. Для приклеивания верёвок, тесьмы, шнуров, ниток рекомендуется использовать клей ПВА. Клеем смазывают основу, или фон, небольшими участками, затем материал выкладывают по форме эскиза, плотно прижимая к смазанной клеем поверхности.
Чтобы сшить детали без применения клея, волокнистый материал (шнур, верёвку и т. п.) укладывают по рисунку и скалывают портновскими булавками параллельно плоскости эскиза.
Ряды сшивают швом «через край» или прокалывают иглой все насквозь. Булавки после соединения деталей аппликации удаляются, а готовые детали собирают в изделие. Та сторона, с которой осуществляется сшивание, является изнаночной. Такие изделия могут служить как самостоятельные, в виде салфеток и ковриков.