Елена Шиморянова
Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Педагог-психолог Шиморянова Е. Н.
городской округ Химки
2019
Публикация «Консультация для воспитателей „Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Дети с ограниченными возможностями сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает. (Неизвестный)
Каждый ребенок — это разный вид цветка, но все вместе они делают этот мир прекрасным садом. (Неизвестный)
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
В процессе обучения ребенок овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, дети с ОВЗ часто отстают по срокам формирования и проходят неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью непостоянством. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением слуха (слабослышащие);
• с нарушением зрения (слабовидящие);
• с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
• с задержкой психического развития;
• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Значение сенсомоторного воспитания
• является основой для интеллектуального развития
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно
познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Ведущая деятельность дошкольников – это игра, поэтому педагогам необходимо использовать как можно больше игровых приемов в работе с детьми. Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Игры и оборудование:
• для развития мелкой моторики и речи
• восприятия формы и величины
• для формирования цветового восприятия
• для слухового развития
• для развития тактильных ощущений и обоняния
• для художественно –творческого развития
• для элементарного экспериментирования
• для развития интеллектуальных и конструктивных
способностей
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском
саду. Дети постепенно осваивают более сложные виды
деятельности: изобразительная, конструктивная, трудовая,
игровая, учебная и т. д.
1. Игры-шнуровки:
2. Игры-вкладыши
3. Игры с пуговицами
4. Мозаика
5. С массажным мячиком
6. Упражнения с прищепками
7. Пальчиковый бассейн
8. Пальчиковые игры.
Для развития телесных ощущения и двигательной активности детей можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:
• Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т. д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
• Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя);
• Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т. д.);
• Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина);
• Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон», «Ударь как мышонок»);
• Пальчиковые игры;
• Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т. д.).
Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку).Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка ( а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.
Рекомендации по проведению
•Если ребенок не включается в игру, -не настаивать. Повторить
попытку в следующий раз. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре.
•Помнить о том, что ребенка могут испугать те новые яркие
впечатления, которые вы ему предлагаете.
•Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества
повторений.
•Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое
желание, постарайтесь найти адекватную возможность это
желание удовлетворить.
•Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагать
различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений
ребенка, а также от педагогической интуиции.
• При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:
• Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т. д., т. е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию).
• Например: сначала ребенку показывают лимон : «Это лимон».
• Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т. д.).
• Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон мне».
• Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает).
Заключение
Очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их применение максимально востребованным:
- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников с ОВЗ, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно – двигательную координацию детей с особыми потребностями;
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка. Организация системы работы по сенсорному развитию детей в ДОУ поможет преодолеть трудности в освоении ими учебной деятельности в дальнейшем.
Используемая литература.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития ; М. : Теревинф, 2009.
2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным
нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение,
2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка,
распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под
ред. Е. В. Клочковой; М. : Теревинф, 2010.
4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития. Уче
спользуемая литература.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития ; М. : Теревинф, 2009.
2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным
нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение,
2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка,
распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под
ред. Е. В. Клочковой; М. : Теревинф, 2010.
4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития.
Сенсомоторное развитие, в широком понятии этого
слова, способствует интеллектуальному развитию
детей, успешной готовности детей к обучению в школе,
овладение детьми навыками письма и другими навыками
ручной умелости, а главное их психоэмоциональное
благополучие.