Фарида Миннибаевна Мамлеева
Консультация для воспитателей «Организация театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Участие детей в театрализованных играх обеспечивает реализацию задач и содержания образовательных областей программы: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие». Такие игры влияют на социальное развитие ребёнка как за счёт осмысления нравственного подтекста, который лежит в основе их содержания и за счёт коллективного характера большинства игр детей, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, для освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется формирование социального и эмоционального интеллекта дошкольников, поскольку они знакомятся с основными эмоциями человека, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины возникновения определённого настроения. Велико значение театрализованной игры для коммуникативного развития детей за счёт создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творческой деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация театрализованных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Широкое воздействие театрализованной игры на развитие ребёнка связано с тем, что в ней, как в интегративном виде детской деятельности, объединяется литературная, музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и изобразительная (изготовление элементов костюмов, афиш) художественная деятельность. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
Театрализованные игры делятся на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В игре драматизации ребёнок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств и невербальной выразительности. Видами игры-драматизации являются игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей; ролевой диалог на основе фрагмента текста; инсценирование произведения; постановка спектакля по одному или нескольким произведениям; игра-импровизация с разыгрыванием одного или нескольких сюжетов без предварительной подготовки.
В режиссёрской театрализованной игре ребёнок, действуя игрушками или их заменителями, организует деятельность как режиссёр, озвучивая героев и комментируя сюжет.
Педагог способствует обогащению игрового опыта детей за счё т освоения простых разновидностей игры-драматизации: имитации действий хорошо знакомых ребёнку людей и животных, имитации образов самых известных сказочных персонажей, игры-импровизации под музыку или на основе текстов коротких сказок, рассказов и стихов, которые исполняет воспитатель.
Деятельность педагога должна быть направлена на развития интереса детей к творчеству за счёт включения их в процесс игрового общения с театральными куклами, в совместные со взрослым игровые импровизации по знакомым текстам. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «Зайчата в лесу», «Весёлые обезьянки пляшут», «Котята играют») и на содержании народных и авторских текстов («Катя, Катя маленька», 3. Александрова. «Ёлочка», К. Д. Ушинский. «Петушок с семьёй», Е. Чарушин. «Утка с утятами»).
Основные направления становления театрализованной игры детей среднего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребёнка от игры «для себя» к театрализованной игре, ориентированной на зрителя (воспитателя, игрушки, сверстников, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли (звери в сказке «Теремок», герои сказки «Репка», к игре в группе из четырёх-пяти участников, ролевые позиции которых различны.
Главной задачей воспитателя является организация помощи детям в переходе от передачи в игре простого стереотипного «типичного» образа к созданию целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие.
Расширение театрально-игрового опыта детей 4-5 лет осуществляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации.
Усложнение касается также текстов, которые отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекста, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо игр-имитаций и простых импровизаций, детям 4-5 лет становятся доступны игры-драматизации по текстам знакомых сказок о животных и волшебных сказок.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе совместного с детьми обдумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разнообразных средств выразительности. Важно подвести детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание детей придумывать свои способы реализации задуманного.
Важным этапом в развитии театрально-игровой деятельно становится старший дошкольный возраст, когда существе усложняются по содержанию и выразительности детские театрализованные игры. Дети 5-7 лет постепенно переходят от игры, в которой главное и единственное - сам процесс, к игре, где значим и процесс, и результат, и подготовка к ней.
В старшем дошкольном возрасте происходит не столько расширение, сколько углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры. Усложняются тексты для детских театрализованных игр. Их отличает более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический.
Основу совместной деятельности воспитателя и детей для развития театрализованной игры также составляют образно-игровые этюды. Они усложняются по содержанию (вместе с усложнением литературного текста) и по форме (чаще используются этюды-загадки).
Драматизация сказок и рассказов может мотивироваться разными способами: «Живые картины», «Говорящая книга», «Листаем страницы сказок», «Озвучиваем диафильм» и т. д.
Кроме того, дошкольники осваивают новую для себя игру в театр, предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театральным искусством, деятельностью людей, обеспечивающих постановку спектакля.
Необходимо обеспечить возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в процессе отбора текстов для детских постановок, предварительного совместного обдумывания и оформления «театрального действа», в поиске способов воплощения задуманного образа с помощью различных средств вербальной и невербальной выразительности.
Особо следует отметить важность создания специальной предметно - развивающей среды с целью практического применения дошкольниками освоенных театрально-игровых умений, поддерживания у них самостоятельности и творческой активности в театрализованной игре. Для этого желательно в центр художественной деятельности детей включить театральную мини - студию и место для хранения атрибутов и костюмов для игры.
По материалам МАУ ИМЦ г. Томска