Кузнецова Елена Николаевна
Консультация для воспитателей «Безопасное поведение в быту и социуме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методы и средства, позволяющие сформировать представление дошкольников о безопасном поведении в быту, социуме, природе, о правилах безопасности дорожного движения»
Публикация «Консультация для воспитателей „Безопасное поведение в быту и социуме“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Дети проявляют активность во все возрастные этапы развития и неизбежно это приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в наших силах научить детей распознавать и предвидеть возможные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.
Давайте подробнее рассмотрим, какими методами и средствами можно воспользоваться для формирования представлений у дошкольников о безопасном поведении. Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но учитывая возрастные возможности детей. Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.
Словесные методы
Ситуационное индивидуальное и групповое общение. Этому методу характерно обсуждение ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой?» Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме : «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет?», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа?».
Со старшими дошкольниками во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?», а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности : закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т. д. Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить.
Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок На примере героев художественных произведений детям доступно и понятно раскрываются образцы поведения в разных жизненных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А. Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости: сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Примером для детей служат литературные произведения: сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке; русские народные сказки «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
Сочинение загадок как метод обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При составлении загадок целесообразно использовать приемы сравнения и противопоставления: сначала выбирается объект, схожий по свойствам с описываемым, а затем указывается, в чем состоит отличие загаданного объекта от сравниваемого. Например: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)».
Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа - запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. С дошкольниками можно организовать беседы на следующие темы: «Если я дома один», «Спички детям не игрушки», «Как вести себя на дороге, «Как вести себя с незнакомыми людьми», «что делать если плохо закреплены лыжи» и др.
Наглядные методы
Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.
В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом.
Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Актуальны мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др., т. к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. Примеры мультфильмов: «Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: бытовые приборы», «Уроки осторожности: электричество», «Уроки осторожности: незнакомцы», «Уроки осторожности: огонь», «Уроки осторожности: острые предметы») По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.
Практические методы: дидактические игры
Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.
Игра «Сто бед»
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных
действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать
сочувственное отношение к пострадавшему.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе. Ребёнок выбирает любую,
рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое
случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
Игра «Опасно-безопасно»
Цель: закрепить представления о опасных ситуациях в природе.
Ход игры: нужно собрать детали пазла «звезда» : красная – опасные ситуации, зеленая – безопасные.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной
возникновения пожара. Развивать логическое мышление, обогащать
словарный запас детей.
Ход игры: из картинок ребёнок выбирает лишнюю, связанную или не связанную с пожаром.
Практические методы: сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения : «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. В игре «Дочки-матери» можно познакомить и использовать бытовые приборы: пылесос, электрочайник, утюг); в игре «Дорога» познакомить с ПДД, с дорожными знаками, с правилами езды на велосипеде. В игре «Больница» научить детей уходу за больными и пользованию безопасными медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость. В игре «На пикнике» научить безопасному поведению в природе.
Практические методы: игры-драматизации
Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например, как поступить, если разбилась чашка? И др. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.
Практические методы: игровые ситуации и игровое моделирование
Обыгрывание ситуаций с детьми необходимы, чтобы они применяли на
практике. Обыгрывание ситуаций: «Где прячутся опасности на дороге?», «Где прячутся опасности в магазине?», «Где прячутся опасности в воде?», «Где прячутся опасности в траве?», «Где прячутся опасности в квартире?». Обыгрывание ситуаций с детьми позволяет, чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.
Ситуативно - имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта (обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства.
Работа с родителями
Работа дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Для того, чтобы работа педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей воспитанников.
Формы работы с семьей:
1. Традиционные: анкетирование, тестирование, опрос. Тематические родительские собрания (например, «Безопасность в доме», «Правила дорожного движения», «Чтобы не было пожара», беседы, игры-тренинги, совместные экскурсии.
2. Просветительские: папки–передвижки, консультации, выпуск буклетов, выставки рисунков, мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС, показ открытых мероприятий, дни открытых дверей, памятки для родителей, видеофильмы, совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
3. Нетрадиционные: мультимедийные презентации, информация на сайте ДОУ, мастер-класс, исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры; круглый стол.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Одной из новых форм работы можно отнести традиционный опрос, который создается на платформе Google-форм. Занимает у родителей 2-3 минуты времени и свободный выход в интернет.
В заключении хочется сказать, что критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру: дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом» и другие.