Получи документы

Консультация для воспитателей «Безопасное поведение в быту и социуме»

Елена
Консультация для воспитателей «Безопасное поведение в быту и социуме»

Консультация для воспитателей

«Методы и средства, позволяющие сформировать представление дошкольников о безопасном поведении в быту, социуме, природе, о правилах безопасности дорожного движения»

Публикация «Консультация для воспитателей „Безопасное поведение в быту и социуме“» размещена в разделах

Дети проявляют активность во все возрастные этапы развития и неизбежно это приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в наших силах научить детей распознавать и предвидеть возможные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

Давайте подробнее рассмотрим, какими методами и средствами можно воспользоваться для формирования представлений у дошкольников о безопасном поведении. Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но учитывая возрастные возможности детей. Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.

Словесные методы

Ситуационное индивидуальное и групповое общение. Этому методу характерно обсуждение ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой?» Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме : «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет?», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа?».

Со старшими дошкольниками во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?», а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности : закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т. д. Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить.

Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок На примере героев художественных произведений детям доступно и понятно раскрываются образцы поведения в разных жизненных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка чумазая» А. Барто и потешки о пожаре в кошкином доме дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной отзывчивости: сочувствуют привлекательным персонажам литературных произведений, сопереживают им, откликаются на радостные и печальные события. Примером для детей служат литературные произведения: сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке; русские народные сказки «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Сочинение загадок как метод обучения используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При составлении загадок целесообразно использовать приемы сравнения и противопоставления: сначала выбирается объект, схожий по свойствам с описываемым, а затем указывается, в чем состоит отличие загаданного объекта от сравниваемого. Например: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)».

Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа - запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. С дошкольниками можно организовать беседы на следующие темы: «Если я дома один», «Спички детям не игрушки», «Как вести себя на дороге, «Как вести себя с незнакомыми людьми», «что делать если плохо закреплены лыжи» и др.

Наглядные методы

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.

В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом.

Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей. Актуальны мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др., т. к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. Примеры мультфильмов: «Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: бытовые приборы», «Уроки осторожности: электричество», «Уроки осторожности: незнакомцы», «Уроки осторожности: огонь», «Уроки осторожности: острые предметы») По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

Практические методы: дидактические игры

Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.

Игра «Сто бед»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных

действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать

сочувственное отношение к пострадавшему.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе. Ребёнок выбирает любую,

рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое

случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

Игра «Опасно-безопасно»

Цель: закрепить представления о опасных ситуациях в природе.

Ход игры: нужно собрать детали пазла «звезда» : красная – опасные ситуации, зеленая – безопасные.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной

возникновения пожара. Развивать логическое мышление, обогащать

словарный запас детей.

Ход игры: из картинок ребёнок выбирает лишнюю, связанную или не связанную с пожаром.

Практические методы: сюжетно-ролевые игры

В сюжетно-ролевых играх воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения : «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. В игре «Дочки-матери» можно познакомить и использовать бытовые приборы: пылесос, электрочайник, утюг); в игре «Дорога» познакомить с ПДД, с дорожными знаками, с правилами езды на велосипеде. В игре «Больница» научить детей уходу за больными и пользованию безопасными медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость. В игре «На пикнике» научить безопасному поведению в природе.

Практические методы: игры-драматизации

Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям - очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например, как поступить, если разбилась чашка? И др. Напоминание о разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, представленных в постановке кукольного театра, позволяет предупредить нежелательное поведение ребенка.

Практические методы: игровые ситуации и игровое моделирование

Обыгрывание ситуаций с детьми необходимы, чтобы они применяли на

практике. Обыгрывание ситуаций: «Где прячутся опасности на дороге?», «Где прячутся опасности в магазине?», «Где прячутся опасности в воде?», «Где прячутся опасности в траве?», «Где прячутся опасности в квартире?». Обыгрывание ситуаций с детьми позволяет, чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.

Ситуативно - имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта (обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства.

Работа с родителями

Работа дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Для того, чтобы работа педагогов по формированию навыков безопасного поведения у детей дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей воспитанников.

Формы работы с семьей:

1. Традиционные: анкетирование, тестирование, опрос. Тематические родительские собрания (например, «Безопасность в доме», «Правила дорожного движения», «Чтобы не было пожара», беседы, игры-тренинги, совместные экскурсии.

2. Просветительские: папки–передвижки, консультации, выпуск буклетов, выставки рисунков, мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС, показ открытых мероприятий, дни открытых дверей, памятки для родителей, видеофильмы, совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

3. Нетрадиционные: мультимедийные презентации, информация на сайте ДОУ, мастер-класс, исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры; круглый стол.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Одной из новых форм работы можно отнести традиционный опрос, который создается на платформе Google-форм. Занимает у родителей 2-3 минуты времени и свободный выход в интернет.

В заключении хочется сказать, что критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру: дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом» и другие.

Публикации по теме:

Безопасное поведение детей в транспорте (по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя») Автор воспитатель высшей категории Шаманова В. С. ГБОУ Гимназия № 1519 г Москва Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить на ваше.

Фотоотчет «Безопасное поведение на улице»Фотоотчет «Безопасное поведение на улице» Самый лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения! Моё приоритетное направление.

Фотоотчет о проведении тематической недели «Безопасное поведение на дорогах»Фотоотчет о проведении тематической недели «Безопасное поведение на дорогах» Одной из актуальных задач работы с детьми дошкольного возраста является формирование основ безопасности на дорогах. К сожалению, несоблюдение.

Игра-беседа «Безопасное поведение на железной дороге и в общественном транспорте» старшая группаИгра-беседа «Безопасное поведение на железной дороге и в общественном транспорте» старшая группа Беседу провела И. О. начальника железнодорожной станции Строганова Е. Н. (цикл занятий "Профессии наших родителей) Цель мероприятия: формирование.

Конспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группеКонспект ООД по соблюдению правил безопасности «Безопасное использование газа в быту» в подготовительной группе Конспект «Безопасное использование газа в быту» для детей подготовительной группы Цель: Повышение компетенций обучающихся по безопасности.

Конспект занятия по ПДД «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Конспект по Правилам дорожного движения «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков.

Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка»Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка» " Родители и Педагоги! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Безопасное поведение в быту и социуме»
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 17:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД