Татьяна Ткаченко
Консультация для воспитателей «Профессиональное выгорание»
▼ Скачать +Заказ
«Влияние гуманной педагогики на способность педагога справляться с профессиональным выгоранием»
В этой статье я бы хотела рассказать о том, как гуманная педагогика помогает мне справляться с профессиональным выгоранием работая дошкольным педагогом.
Вначале семинарских лекций мне было просто интересно узнать что-то новое в педагогике. В последствии же я приобрела для себя наилучший способ самоизбежать выгорания на работе. Мною были принята истина того, что ничего не бывает случайным, ребёнок появившийся на свет это не случайность — это закономерность. Дети меняют мир, они рождаются для того чтобы его изменить, построить новое будущее, поэтому мы должны сотрудничать с ними как с проводниками к новому, они для нас учителя. Мы являемся для них помощниками, они учат нас доброте, а мы помогаем им не растерять эту доброту. Они учат нас искренности, мы же взрослые помогаем им её не растратить.
Публикация «Консультация для воспитателей „Профессиональное выгорание“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Не каждый из нас может принять гуманную педагогику многие привыкли к авторитарным педагогическим методам. Если ты не принимаешь всем сердцем и душой эти методы, нет смысла себя насиловать, ничего не получится. Для меня же это стало личной миссией, помогать детям быть такими какими они хотят. А дети хотят взросления, самостоятельности, в работе я пытаюсь находить методы, чтобы они не конкурировали с их желаниями.
К своей работе я начала относиться как к искусству, я прихожу в детский сад не для того чтобы работать, а для того чтобы творить, создавать что-то новое и интересное. Я придумываю игры, методы с которыми я прихожу в группу. Игры являются предметом общения и воспитания детей. Во всех своих методах я придерживаюсь принципов гуманной педагогики они являются постулатом для меня.
Это:
Любить ребёнка. Любовь - это человеческое солнце.
Воспитатель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке.
Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.
Гуманная педагогика - это педагогика души, педагогика сотрудничества.
Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье или в окружении, нацеливают воспитателя на самообразование и самосовершенствование.
Постулаты гуманного педагогического мышления для меня стали, как абсолютной истиной и верой, которые я приняла.
Основными постулатами гуманного педагогического мышления являются:
вера в возможности ребенка;
раскрытие самобытной природы в ребенке;
уважение и утверждение его личности;
направление его на служение добру и справедливости.
Ко всем детям я нахожу свой подход в общении, ведь они все разные, каждый со своим характером. К каждому авторитет без авторитаризма и панибратства - надо ошибаться, чтобы дети могли (оказались способны) вас исправить (помогли учителю). Это создаёт атмосферу сотворчества.
В общении и воспитании детей я стараюсь создать атмосферу в которой:
среда вокруг ребёнка одухотворена;
проявляю творящее терпение;
принимаю любого ребёнка таким, какой он есть (не ломая его волю);
строю отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);
преисполняюсь оптимизмом в отношении ребенка;
проявляю преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - воспитатель).
Преподавая творческие занятия, я стараюсь внести изменения и в его структуру.
Это:
необычное начало занятий;
«дух открытий»;
включение мыслительных процессов у всех детей;
развитие речи во всех видах деятельности;
при этом не остаётся без внимания ни один ответ детей;
поддерживается ощущение успешности.
Каждое занятие начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в группе, чтобы формализованные отношения между воспитателем и детьми сменились теплом и улыбкой.
Это: посылка ребёнком самых добрых пожеланий самому себе, самому занятию, индивидуальное, выборочное обращение воспитателя к тому, кто особо нуждается в этом и др.
Настрой может проходить в форме медитативного приема. Это упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому.
Например, «Всё будет хорошо!» : дети с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящим заданием.
Все компоненты урока объединяются общением. Общение - это сердце урока.
Наша задача - быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения. В конце занятия подводится итог. Формы итога могут быть разными: организация самооценки; настрой детей на то, чтобы они сами для себя определили, чем порадуют своих близких, о каких нравственных поступках будут рассуждать вместе с ними; методы диагностики: рисунки, выбор цветного круга-листочка, человечка, выражающего настроение; подведение итога воспитателем, выражение восхищения и благодарности за творческие взлёты детей.
Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.
Подготавливаясь к занятиям, я поначалу придумывала заготовки игровых форм общения, то как обращаться к детям, как буду им что объяснять или о чем-то просить. В процессе я приобрела умения заниматься с детьми играя, не принуждая их к чему-либо, а приглашая сотрудничать.
К примеру, все мы знаем, как дети не любят собирать игрушки после игры. Применяя авторитарный метод воспитания, мы пытаемся их заставить сложить все по местам. Как бы им этого не хотелось. Обязательно найдутся те дети, которые встанут в протест и откажутся это делать. Так как же поступить в этом случае не применяя авторитарные методы? Я нашла для себя этот способ:
Обращение к детям: ”Ребята, сегодня я хочу вам предложить поиграть в сортировщиков игрушек. Мы будем отбирать целые игрушки от сломанных, и если найдем сломанные все вместе решим можем мы им помочь или нет, т. е. отремонтируем их или нет. Делимся на две команды. В каждой команде есть сборщики игрушек, сортировщики и контролеры. Сборщики собирают игрушки, контролеры отбирают сломанные от целых и сортировщики расставляют по своим местам. Потом, мы все вместе решаем, сможем отремонтировать игрушки или нет. Если кто-то отказался собирать игрушки, мы не настаиваем. Возможно именно сегодня он не готов это делать по своим каким- то причинам. Но я точно знаю, что в следующий раз он самый первый перехватит инициативу, потому что в данный момент с его мнением посчитались и проявили к его воле уважение.
На следующий день я придумываю сказку про игрушку потерявшую свой дом. И мы все вместе помогаем игрушкам найти свой дом, чтобы игрушкам не было грустно.
Так каждый день я нахожу способ собирать игрушки. Нейронная связь в мозговой деятельности у детей образуется через 21 день, поэтому по прошествии этого времени у детей образуется привычка собирать игрушки, стоит только им напомнить про заблудившуюся игрушку и пр.
И такой подход необходим практически во всем, я абсолютно переосмыслила свое мировоззрение, к, казалось бы, обычным делам. И моя работа перестала быть скучной рутиной. Она стала осмысленной, действующим процессом.
Используя методы гуманной педагогики, я стала осознавать глубинность рабочего процесса с детьми.
Мы воспитатели - это становители человеческих судеб. Мы проводники в успешное будущее детей.
Верна поговорка: “Что посеешь, то и пожнешь”.
Мы сеем доброту, искренность и заботу. В ответ же получим взращённое дерево с крепким корнями, с искренними добрыми чувствами к окружающим и самому к себе.
А альтернативные способы воспитания, сотрудничества помогают избежать большинство конфликтов. Дети с удовольствием идут на встречу если им дают право выбора, дают возможность проявить себя, принять решение.
Ребенок - это прежде всего личность, с которой необходимо сотрудничать и считаться с его мнением.
В подведении итогов, всего ранее сказанного, я хотела бы отметить. Что профессиональное выгорание во многом зависит от того, как педагог будет относится к своей работе, ее смыслу и идее. Если он не видит глубинного смысла своей профессии, не одухотворяет ее и не считает частью своей жизни, то постепенно это приведет к профессиональному выгоранию. Поэтому, необходимо для каждого, для начала, попробовать пересмотреть все свои взгляды и ценности своей работы. Возможно, это будущий путь к умиротворению и счастью.
Спасибо за внимание!