Лариса Тураносова
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально- дидактические игры и упражнения
для развития чувства ритма
у детей дошкольного возраста»
(на основе методических рекомендаций
И. А. Новоскольцевой и И. М. Каплуновой)
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития чувства ритма у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
Музыкально- дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение- в доступной форме привить детям любовь к музыке, развить музыкальные способности. Музыкально - дидактически игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить музыку, у них развиваются основные компоненты музыкальности.
Что же такое музыкальность?
Музыкальность- комплекс музыкальных способностей, необходимых для участия ребёнка в разных видах музыкальной деятельности.
Какие способности входят в состав музыкальности?
1) Ведущие компоненты музыкальности- эмоциональный отклик на музыку и музыкальный слух.
2) Музыкальные сенсорные способности: высота, тембр, динамика, длительность.
3) Основные музыкальные способности : ладовысотный слух и чувство ритма.
4) Способности к различным видам музыкальной деятельности : способности восприятия, исполнительские и творческие.
Чувство ритма, на мой взгляд, является основополагающей, базовой способностью, на основе которой развиваются все остальные.
Что же такое ритм?
Ритм- чередование различных длительностей в музыке (долгих и коротких звуков).
Ребёнок, у которого чувство ритма не будет развито, не сможет ни исполнять песни (в них тоже заложен ритм, ни участвовать в танцевальных композициях (т. к. движения будут неритмичными, ни анализировать прослушанное музыкальное произведение, ни играть в оркестре. На самом деле, истоки развития этого чувства можно увидеть ещё во внутриутробном периоде развития (ребёнок слышит стук материнского сердца, начиная гулить, лепетать, он произносит ритмические композиции тех или иных слоговых сочетаний и т. д. Наша задача - дать этому заложенному чувству развиться, тем самым определив успешное развитие музыкальных способностей ребёнка.
Кроме того, если у ребёнка чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой, слитной речи, она невыразительна, ребёнок говорит примитивно, используя короткие отрывистые высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют практические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.
Младшая группа
1) Песенка про игрушку («Чудесный мешочек» : название игрушки, придумай ей имя)
2) Песенка про имя (дружно произносят имя и одновременно шлёпают, хлопают)
3) Кто твой дружок? Давай споём про него песенку!
4) Игры с предметами - называть и прохлопывать всё, что дети видят: стол, стул, пианино, ковёр, лампочка и т. д. ; создают ритмические цепочки из двух слов: пи-а-ни-но СТУЛ! (ти-ти-ти-ти – ТА)
5) Ритм в стихах - при заучивании любого стихотворения придумывайте сопровождающие движения.
Этими упражнениями мы готовим ребёнка (пока что на уровне подсознания) к слоговому анализу слова.
Средняя группа
1) Игры с игрушками ( усложнение: давать ласкательные имена- зайчик - заинька, котик - котёночек и проговаривать, прохлопывать, проигрывать эти названия на музыкальных инструментах)
2) Игры с именами. Уменьшительно - ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие (Таня- Танечка). Пропевание имё н: (педагог) : «Как тебя зовут?» – (ребёнок) «Настя! Настенька! Кто твой дружок? (пропеть)
3) Игры с предметами.
Усложнение: находить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей, и прохлопать получившееся сочетание четвертными длительностями. Н-р: крас-ный стул, бол-шо-е пи-а-ни-но.
4) Ритм в стихах - прохлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм. ( н-р: «Барабанщик»)
5) Упражнения с ладошками- с. 20 («Этот удивительный ритм», игры с ладошками.
6) Ритм в музыкальных произведениях : дети подыгрывают педагогу на музыкальных инструментах двухчастные произведения; педагог ритмично читает стихотворение, а после каждой строчки дети играют на разных музыкальных инструментах (ложки, маракас, треугольник, румба)
Старшая группа
1) Игры с игрушками : придумать песенку про игрушку и прохлопать её в ладоши или сыграть на музыкальном инструменте. Н-р: Бе-лоч-ка- прыг-прыг-прыг!
2) Игры с именами : назвать своё имя, сопровождая его любыми звучащими жестами: хлопками, щелчками, стуком, шлепками.
Цель: учить детей не просто произносить и отхлопывать своё имя, а выполнять ритмические движения на каждый слог, суметь показать своё имя - поднять руки, развести в стороны, кивнуть головой и т. д. «Кто твой дружок»- поёт педагог. «Мой дружок Серёжа»- поёт ребёнок.
3) игры с ладошками (с партнёром)
4) Ритм в стихах «Солнце село на сосну»
Подготовительная группа
1) Игры с картинками - прохлопать двум подгруппам детей разные ритмические формулы.
2) Игры с именами – песенка о себе. Н-р: Я Танечка, я Танечка, я танцевать люблю (пропеть, сопровождая звучащими жестами); дразнилки (найти движения к своему имени и дразнилке, которые должны быть добрые, тёплые, не обидные, с юмором)
«Есть у вас и у меня…» «Кто твой дружок? Что он любит, чем увлекается?
3) Игры с ладошками - чередовать шлепки по коленям, плечам, животу с хлопками в ладоши в различных вариантах.
4) Ритм в стихах - «Доктор Дятел»- с. 45, «Три фасольки»- с. 50
5) Ритмические игры – «Игра с помпоном»
6) Игры : «Автомобили», «Магнит и железка», «Моя тень», «Моё зеркало»
7) Речевая игра «Лежало печенье…»
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак- Далькроз.