Наталья Григорович
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка.
Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга, значит, нужно больше времени уделять развитию мелкой моторики : нанизыванию бусин, рисованию, лепке, аппликации.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды.
Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны. Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания. Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах.
В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется соответствующие навыки: (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку и вилку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.)
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Во всех пяти областях существуют различные способы для развития мелкой моторики пальцев.
Физическое развитие :
Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум специалистам. Например, медицинской сестре и воспитателю по физкультуре. Один из них выполняет роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающей работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, мной используются элементы пальчиковых упражнений. Например, во время наклонов с гимнастической палкой на 1 – палка вверх, 2- наклон, положить палку на пол, 3 – разогнуться, руки вверх, пошевелить пальчиками, 4 – наклониться, взять палку.
Так же используются упражнения с хлопками над головой или за спиной и с массажными мячами, в частности массаж рук способом переката мячика одной рукой, вдоль другой руки от ладони до плеча и обратно. Это упражнение способствует развитию у детей мелкой моторики рук.
Примерный комплекс упражнений так же используемый на занятиях физкультурой с массажным мячом (по Ермаковой И. А.)
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз) .
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Очень интересна детям пальчиковая игра "Гуляют наши пальцы", где тренируется координация движений пальцев рук, где в игровой форме дети прогуливаются по дорожке вместе с выдуманным маленьким человечком.
В конце занятия чтобы снять усталость и напряжение я использую такие зарифмованные пальчиковые игры как :
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка - кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас - беда; (грозят пальчиком)
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки.
Социально-коммуникативное развитие :
Это системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.
ИГРА «ГДЕ ЖЕ, ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материал: платки, коробки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения :
- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину).
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).
- Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол.
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.
ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры.
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»
ИГРА «КОТЕНОК».
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).
Ход игры.
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.
Игра повторяется несколько раз.
При помощи стишков вырабатываются культурно-гигиенические навыки
Ладушки – ладошки
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки, (изображаем мытье)
Вот такие ладушки, (хлопаем в ладоши)
Ладушки, ладушки! (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)
Курочке – пеструшке
Накрошили крошки. («Крошим» пальчиками)
Вот такие ладушки, (хлопаем в ладоши)
Ладушки, ладошки! (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)
Художественно-эстетическое развитие :
Уникальным видом деятельности, на наш взгляд, стала изобразительная как вид детской продуктивной деятельности.
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребё нок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: лепка из глины и теста, рисование и аппликация. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Различные салфеточные аппликации. Обрывная аппликация, аппликация из круп и семян. Аппликация из ткани, пух, хвою, пуговицы, нити, бусины, камешки, и пр. Главное не бояться экспериментировать, и дать волю полету фантазии.
Речевое развитие : любые стишки с жестами
Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок, Желтенький цыпленок,
Белая овечка, Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот, За горой лисенок, В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!
Познание: использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т. д. сенсорное воспитание играет большую роль в развитии мелкой моторики пальцев. Поэтому упражнения по сенсорики очень важны в любом возрасте дошколят.
Заключение: таким образом, используя упражнения во всех пяти областях, можно развить у ребенка мелкую моторику пальцев, попутно развивая речь, внимание, память, мышление.