Галина Видишева
Консультация для родителей «Значимость игры в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Игру можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность, в которой нет никакой функциональной необходимости. В этой связи не вольно возникает вопрос: для чего же играют люди - дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, ум координацию движений, внимание и т. п., получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным при чинам недостижимы в обычной жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Значимость игры в жизни человека“» размещена в разделах
Первая функция игры - развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость; другие -ум; третьи - ряд Взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой Игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других - главным условием успеха.
Вторая функция - компенсаторная. Ребенка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра - это действия в альтернативной реальности.
Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребенок «отыгрывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведет себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осмелится на такое поведение. В игре опасные или слишком трудоемкие действия обычно замещают действиями по правилам, что делает их безопаснее. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни с точки зрения средств, времени и риска. К трем годам ребенок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это дает ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя таким же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли начинает сравнивать себя с ними, проявляет неограниченную любознательность. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребенок учится развивать ролевую игру. Своеобразный «девиз» этого возрастного пери ода: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой».
В более старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, ведь тем самым ребенок «проигрывает» в личностном развитии, теряет способность действовать самостоятельно. Интересно, что совершенно свободная и ничем неограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно все больше и больше регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к «правильности исполнения» - зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем школьном возрасте).