ГульнараТимербаевна Сергута
Консультация для родителей «Значение семейных отношений в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вечна педагогическая истина, сколь значимы отношения в воспитании. Не философа – созерцателя готовить из ребенка. Жизнь требует борьбы, а борьба невозможна без чувства горечи, недовольства, отвращения и даже злобы к дурному.
Человек - гражданин активный общественный деятель во имя прав, красоты и доброта. Ребенка следует воспитывать в семье. Семейная жизнь для ребенка то же значение, что общественная для взрослых. Иными словами, подобно тому как взрослый человек проявляет себя, реализует свои потребности, интересы и стремления в процессе социальной практики, так и дети развивают свои и силы и возможности в условиях семейной жизни, и прежде всего через общение с родителями и взрослыми.
Публикация «Консультация для родителей „Значение семейных отношений в воспитании ребенка“» размещена в разделах
Семейный союз пронизан системой внутрисистемных отношений: одновременно он включает в систему общественных отношений. Таким образом, если у взрослого члена семьи есть лишь свои личные интересы и нет интереса родительского, воспитательного звена, которое связывало их судьбы. Однако родители никогда не должны забывать о том, что у детей есть не только обязанности, но и свои права.
Основное их правило быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать детей самого дорогого для них – детства. Наивно думать, что дети приносят нам радость, якобы не требуют радости детства: доставляя повседневные заботы, якобы не приносят нам самого светлого родительского счастья. Чтобы семья стала педагогически эффективным фактором воспитания, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную любовь и уважение.
Отсутствие нормальных взаимоотношений между родителями, дети чутко и безошибочно подмечают. В этом им приходится постоянно становиться то на одну, то на другую сторону, а это не может не травмировать их психику, их характер.
Ссоры родителей, их равнодушие к детям неизбежно вызывают в них чувство одиночества. Одинокий в своих чувствах ребенок, одинокий среди самых близких ему людей, среди своих родителей – что может быть трагичнее для молодой души! Ребенок вне общения с одним из своих родителей, а иногда с обоими – это противоестественное состояние его бытия. Дети замыкаются в себе. Предпочитая улицу теплому углу и сытому столу, решаются на самоубийство, что одиночество в родном доме становится невыносимым. Дети выпали из самой надежной системы воспитания: они находятся вне педагогического влияния родителей.
Главная сила воспитания заключается в общении подрастающего поколения с лучшими представителями зрелого поколения. Нельзя ожидать положительных результатов в воспитании детей при семейных неурядицах. Это знают все родители.
Но знать истину – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии. Первые впечатления ребенок получает в семье. Они постоянны, обыденны, семья действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым дышим. В семье происходит сенсорное развитие ребенка. Семейные отношения, впечатления служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, а впечатления остаются на всю жизнь. Родители в раннем детстве сеют те плоды, которые собирают позже, в годы юности и начала зрелости. Важнейшее требование - не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая о их человеческом достоинстве. Если мы не хотим. Чтобы дети наши были нашими друзьями и в юности и в зрелом возрасте, надо с раннего детства стать с ним на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуется взгляд на них сверху вниз. Недостаточно говорить им: не лги, будь откровенным с родителями, сделав что – нибудь дурное, имей мужество сознаться и т. д. Надо жить так, чтобы нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что они осудят потому, что они могут осудить за дурное, а не за несчастие, потому что они способны оценить многое из того, что мы считаем достоинством человека, и рады будут найти это хорошее в своих родителях.
Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по – человечески. Кто хочет исполнять свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом как жить, то должен начать воспитание с самого себя. Невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен и воспитание детей есть только самосовершенствованию, которому никто не помогает столько, как дети. Воспитание возможно лишь на основе верных наблюдений натуры ребенка с учетом половых различий. Только хорошо зная личность своего ребенка, возможно, избежать грубых ошибок при его воспитании. В этом случае методика воспитательного действия намного усложняется, что требует знания недостатков характера ребенка, глубокого и тонкого понимания психики её функций, процессов и состояния.
Воспитание детей, есть тот первейший общий интерес, который служит связующим цементом семьи. Поэтому ошибочно перекладывать всю заботу о воспитании детей, даже школьного возраста, только на мать. Отстраняясь от воспитания, отцы вовсе не понимают, что тем самым они оказывают отрицательное влияние детей своей педагогической пассивностью. Причина этого явления нередко кроется и в самой матери, которая своей чрезмерной активностью или недоверием отстраняет отца от воспитательной практики. В глазах детей отец и мать должны быть одинаковы хороши, уважаемы каждый по – своему, равны как воспитатели, а действия их согласованны, взаимно подкреплены и одобрены.
Дети должны знать, что у родителей одна воля: они живут дружно и не допускают даже мысли жаловаться детям на несправедливость одного из них. Пусть они видят и чувствуют, что родители одинаково их любят, одинаково сдержанно его хвалят или порицают. Если, по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, обнаружил слабость, то об этом можно переговорить между собой, не вынося своего разногласия на обозрение детей.
Эти советы столетней давности непоколебимы и в своей истинности, как и теорема Пифагора.
Тема семейного воспитания – без конца и без края.
Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную к ним и наш педагогический профессионализм, нашу человеческую красоту и гражданскую доблесть, наше родительское мужество, любовь и семейное счастье.
Это не следует забывать и сегодня!