Лихоманова Надежда
Консультация для родителей «Зеркальное письмо у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зеркальное» письмо – одно из проявлений оптической дисграфии. Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности : б, в, г, д и др. Поэтому прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
Публикация «Консультация для родителей „Зеркальное письмо у дошкольников“» размещена в разделах
Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный период и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему трудно будет заметить, что у письменной буквы – п–палочка короткая, а у – р – длинная. Если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга и т. п., то ему будет трудно понять, что овал у буквы – ю – располагается справа, а не слева. Все это не может не затруднить усвоение ребенком
начертаний букв. Поэтому работа по предупреждению «зеркального»
письма должна вестись по нескольким направлениям
Основные направления работы
по предупреждению «зеркального» письма
1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок
на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии
(необходимо узнать, какую букву
«написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
4. Расширение поля зрения ребенка.
5. Развитие конструктивного праксиса
путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Предупреждение ошибок письма на уровне буквы
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».
Варианты заданий, для развития зрительного
восприятия букв.
• Нахождение букв в геометрических фигурах.
Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы о, у, и, м, п, г, т, с, р, л, х, э и т. д.
Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.
* Поиск букв, наложенных друг на друга.
Необходимо выделять буквы, написанные одна на фоне другой.
• Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
* Конструирование букв из элементов : овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
* В каждой паре букв показать правильно написанную.
• Рассказать, как можно переделать «зеркальную» букву в правильную.
• Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки,
например: э, э, е, е, е, э, э. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.
После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами, например: си, ба, да, эх, ем; собака, этажи, ель.