Аслямова Люция
Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида п. Маяк»
Консультация для родителей : Зачем нужно развивать мелкую моторику?Аслямова Люция Закиржановна
Консультация для родителей : «Зачем нужно развивать мелкую моторику?»
Публикация «Консультация для родителей „Зачем нужно развивать мелкую моторику?“» размещена в разделах
Что же должен знать и уметь ребенок, чтобы обучение стало успешным? Как его этому научить, не перегружая неокрепший организм? Хотелось бы обратить внимание на такое простое в изучении и применении средство, как развитие мелкой моторики. Все формы движения, свойственные человеку (от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков, объединяются в понятие «моторика». Различные по степени сложности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называют тонкой (мелкой, или ручной, моторикой. Развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
И. М. Сеченов, рассматривая развития действий рук, был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека возникают в процессе обучения и воспитания как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно придерживаться следующих правил:
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку;
2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков;
3. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки;
4. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие;
5. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям;
6. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку;
7. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики;
8. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу;
9. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
10. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его;
И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии! Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды, чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому: предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Игры и упражнения:
Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
«Сухой бассейн» – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки (от киндер сюрпризов) и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы (рис, гречку, пересыпать и перемешивать крупы.
Мозаика – игры с разными мозаиками (крупными, мелкими) также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-сороку», «Ладушки», «Козу - рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.
Пазлы – яркие картинки разовьют внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Рвите, сминайте бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки. Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите ребенка обводить рисунки и предметы по контуру, заштриховывать их. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – треугольник, квадрат, круг, потом можете вырезать сложные картинки.
Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия –плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
На прогулке стройте из песка или камешков горки, замки и другие постройки. А дома можно использовать кинетический песок, который продается в детских развивающих магазинах. Крупный песок и камни развивают ладошки.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из теста и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!