Ольга Сидорова
Консультация для родителей «Экспериментально-исследовательская деятельность детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментально-исследовательская деятельность детей в семье“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуйте совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.
«Что необходимо, а чего нельзя делать
для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т. п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Побуждайте ребенка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Предлагаем вам несколько опытов и экспериментов в домашних условиях
Вдвоем веселее
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.
Зачем так много?
Положите перед ребенком разные по размеру ложки: ложечку для соли, кофейную, чайную, десертную, столовую, ложку для салата, поварешку.
Подайте ребенку к утренней каше все эти ложки. Пусть он попробует поесть кашу каждой из них. Пусть он сравнит их по размеру, по объему. Предложите ему ситуацию: у него есть чайная ложка, а в компот нужно положить одну столовую ложку сахара. Что нужно для этого сделать? Спросите у него: зачем нужно так много разных ложек? Может быть, хватило бы какой-нибудь одной?
Какой вывод он сделает? Пусть сам определит, для чего удобнее всего использовать каждую ложку.
Сколько же их?
Подобный эксперимент можно провести и с тарелками, и с чашками.
Тарелки можно взять такие: розетку для варенья, блюдце, тарелку пирожковую, тарелку для салата, глубокую тарелку, большую эмалированную миску, стаканчик для яйца.
Налейте в каждую из них суп или положите немного варенья. Пусть ребенок определит, из какой емкости удобнее есть то или иное блюдо.
Чей глаз острее?
Начертите на белом листе бумаги тонкую черную линию. Вместе с ребенком и его друзьями определите, на каком расстоянии каждый из вас перестает видеть эту линию, одинаковые ли это расстояния. Чей глаз острее?
Это означает, что возможности зрения человека ограничены. Многие мелкие детали предметов человек не может различить, так же как и предметы, находящиеся на большом расстоянии.
Зачем деревьям корни?
Нужно взять два сорняка с толстым высоким стеблем (лебеди, конский щавель, вытащенных с корнем. У одного из них отрежьте корни секатором. Воткните оба растения в песок. Подуйте на них сильно или помашите каким-либо предметом, чтобы появилась сильная струя воздуха. Обратите внимание ребенка на то, какое из растений более устойчиво, спросите почему. Объясните, что растение поддерживает корневая система, что именно сильные, мощные корни помогают деревьям выстоять даже при сильном ветре.
Трение — это хорошо или плохо
Маленькие мальчики обожают играть с машинками. Но превратить это «бессмысленное», с точки зрения некоторых взрослых, занятие в поиск элементарных научных знаний вам вполне по силам.
Для этого возьмите три обрезка доски и подложите под них кирпичи так, чтобы они лежали наклонно. Первую доску оставьте без изменений. Вторую — полейте водой и посыпьте сверху песком. Третью — смажьте чем-нибудь жирным, например растительным маслом или вазелином.
Приготовьте три одинаковые по весу и размеру машинки. А теперь вместе с ребенком одновременно пустите машинки, каждую по своей дорожке. Пусть ребенок посмотрит, по какой из них машинка поедет быстрее и без аварий. Хорошо было бы засечь время спуска по секундомеру. Но если у вас его нет, не беда. Результат и так будет очевиден.
Спросите у него: по какой дорожке машинка ехала быстро и без аварий? Почему? Если он не ответит, объясните, что скорость движения машины зависит от многих причин, в том числе и от трения (сцепления колес с дорогой). Чем сильнее трение, тем медленнее едет машинка. При торможении колеса сильнее прижимаются к дороге, трение увеличивается и машина останавливается.
На скользкой дороге тормозить гораздо труднее. Напомните, как нелегко зимой ходить по скользкой дороге. Спросите: зачем лед ли мой посыпают песком?