Нина Демидеева
Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА - любимое занятие дошкольников. Потребность в игре проявляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть "как взрослые" очень велики, а возможности малыша еще крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка - игра. Ребенок выбирает для себя определенную роль и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними. В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. Если для самых маленьких наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы ("дочки-матери" и т. п., среди старших дошкольников популярны игры с общественно-политическим сюжетом ("космос", "война", а у детей среднего дошкольного возраста начинают преобладать игры с производственным сюжетом ("магазин", "стройка").С возрастом меняется и сюжет, и содержание игр. В играх есть правила, свои законы, и дети охотно подчиняются им. В одних они выступают открыто (подвижные, дидактические, в других заранее не формируются (ролевая игра). Порой родители смотрят на детскую игру как на забаву (занят, не плачет и хорошо, как на несерьезное, нередко бесполезное времяпрепровождение ("когда ты, наконец, делом займешься, одни куклы на уме").Во что и как играют дети, им безразлично. Раз игра-свободная деятельность, не стоит в нее вмешиваться, достаточно создать условия: купить игрушки, выделить место для игры. Такие взгляды глубоко ошибочны. Именно игра оказывает большое влияние на формирование психики ребенка. Преимущество игры по сравнению с другими средствами воспитания заключается в том, что она является школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, усваиваемые ребенком в процессе игры, оказывают влияние на его поведение, отношение к близким людям. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение взрослых, подражание их поступкам постепенно приводит к формированию душевных качеств самого ребенка. И от взрослых в значительной степени зависит, каким будет нравственный облик их детей. Правильно поступают те родители, которые используют игру, как форму организации детской жизни. Руководить игрой-не простое дело. Необходимо проявлять такт, знать законы игры, понимать и уважать ребенка. Важно сохранять в процессе общения с ребенком свободу и непринужденность. Не всегда родители представляют правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, в коробках. Сломанные игрушки хранятся вместе с новыми. Игровое хозяйство пополняется стихийно: подарки родителей, родственников, друзей, которые покупают игрушки на свой вкус. Критерием приобретения игрушки является ее яркость, новизна, внешняя привлекательность, а мотивом приобретения игрушки выступает желание порадовать, позабавить ребенка. а порой и выполнить его капризы. Недостатком воспитания является также стремление покупать игрушки в зависимости от того, кто у них: дочь или сын. Тем самым ограничивается формирование интересов детей, так как правильный выбор игрового материала побуждает к разнообразным играм и обеспечивает развитие различных интересов. Многие родители стремятся пополнять игровое хозяйство ребенка, показывают, как нужно играть с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребенку важно участие их в игре, что его понимают, что его действия одобряют. Взрослый в игре берет на себя определенную роль и выполняет правила игры, но незаметно и руководит игрой. Стать партнером в игре-значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Этим игровое общение отличается от повседневного. при котором родители являются наставниками. В игре недопустима назидательность. Родители должны знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие. В дополнение к выше сказанному я предложила вниманию родителей папку-передвижку на тему "Играем всей семьей", в которой подобрала разные игры: подвижные, дидактические.