Асмар
Консультация для родителей детей второй младшей группы «Не жадина, а собственник!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Не жадина, а собственник!»
Жадность абсолютно справедливо считается одним из самых больших недостатков. Ребенок жадина или собственник? В жадности ли дело, когда ребенок не хочет давать другому свою игрушку? И стоит ли его перевоспитывать в такой ситуации?
В возрасте до 2-х лет дети сами дают другим ребятам свои игрушки. А вот с 2-х лет они преображаются: начинается упорное отстаивание своей собственности, нежелание малыша делиться "своим". Конечно же, не слишком приятно слышать от собственного ребенка: «Не дам, это моя кукла.» Такие слова мы, родители, часто воспринимаем как проявление жадности и сразу же осуждаем малыша, говоря ему, что нужно научиться делиться своими игрушками, что жадных никто не любит.
Публикация «Консультация для родителей детей второй младшей группы „Не жадина, а собственник!“» размещена в разделах
Знакомо Вам это?
Разумеется, делаем мы это из самых благих побуждений, однако форма воспитания часто избирается нами неправильная. Когда ребенок слышит от нас слова укоризны в такой ситуации, он понимает только одно: сейчас для родителей он «плохой».
Ребенок переживает внутренний конфликт, чувствует несправедливость по отношению к нему: почему это он должен отдавать свою любимую игрушку кому-то? А если мы, взрослые, еще и отбираем у ребенка игрушку и отдаем другому ребенку поиграть – это еще больше усугубляет ситуацию.
Кто виноват в подобных ситуациях? Ребенок или родители?
Конечно же, мы, родители. Мы, воспитывая своих деток, должны готовить их к социальным отношениям, опираясь на понимание детской природы. Ведь любимые вещи так много значат для детей, что они не понимают, как можно ими делиться с кем-то другим. Из-за этого возникают проблемы на детских площадках или в кругу друзей.
Часто от 4-х - 5-ти летних деток можно услышать такие слова: "Ты жадина! Я больше с тобой не буду дружить!" И это ребенок тоже не может понять. Почему с ним не хотят дружить, ведь он всего на всего просто не дал свою игрушку, а при чем тут дружба!
Чтобы избежать переживаний, неприятных как для ребенка, так и для нас, мы должны вести себя таким образом, чтобы малыш чувствовал: его потребности понимаются и уважаются. Если ребенок не будет ощущать такого отношения к себе, то эгоизм разовьется у него обязательно. Он будет стараться компенсировать свою неудовлетворенную потребность жадностью и все больше будет трястись над своим имуществом.
Дети совершенно спокойно относятся к своим вещам, когда они уверены, что взрослые уважают их право на собственность. Поэтому нам, с точки зрения воспитания, было бы разумным продемонстрировать свое приятие важных для ребенка переживаний.
Например, в ситуации, когда к ребенку в гости должны прийти другие дети, то можно заранее поговорить о том, какие из своих игрушек он не хотел бы давать им, и на время убрать их. Такое поведение родителей очень благоприятно сказывается на ребенке; он сможет совершенно спокойно поделиться с детьми всеми своими игрушками. И не следует беспокоиться о том, что с таким подходом к «делу» ребенок не научится быть щедрым. Дети быстро понимают, что эта черта важна при общении с другими детьми. Ведь, скажем, пятилетний ребенок быстро осознает, что ему не дадут покататься на велосипеде, пока он не поделиться с обладателем велосипеда чем-то своим.
Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?
Если другой ребенок хочет взять у вашего игрушку, а тот сопротивляется:
заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какое у тебя платье красивое…");
предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую "дорогую сердцу" игрушку (нужно брать несколько таких игрушек с собой);
вовлеките детей в совместную деятельность: "Посмотрите, какую башенку из камешков я строю, подавайте мне камешки, вместе у нас получится большая красивая башня…"
Когда неловкая ситуация преодолена, ваш малыш не устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно отметьте его правильное поведение, скажите, что вам было приятно видеть, как он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.
Дома читайте сказки, рассказы, истории о том, как плохо жадничать и как хорошо делиться.
Как помочь решить конфликт?
Если конфликт уже произошел: не кричите на ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии малыш не воспринимает объяснения, поэтому сначала детей нужно развести и успокоить; спокойно скажите, что пора идти домой (в магазин и т. д., после чего берите в охапку свое чадо с его сокровищами и не спеша покидайте "поле боя"; после того, как малыш успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также будет уместна сказка или история по теме; если дети дерутся или плачут, надо проявить терпение и мудрость, развести в разные стороны, можно попробовать отвлечь припрятанной и внезапно появившейся игрушкой.
Не берите на улицу дорогие игрушки, потеря или поломка которых расстроит вас и ребенка. Также не стоит брать любимые и новые игрушки - только "насладившись собственностью" малыш сможет поделиться ею с другими.
Как помочь ребенку научиться делиться?
Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость и самому порадоваться вместе в другими. Можно вымуштровать ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но в этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между эмоциями и действием.
Очень важен пример близких людей - мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь старой бабушкесоседке, благотворительность (даже такая малая, как милостыня на улице) - ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а "обычное дело".
Поговорите с ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку, в бедную семью и т. д. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал. Если вы видите, что малышу действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе, наступает время дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен, сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые должны помочь).
Уже в 3 года малыш может делать подарки близким своими руками. Здесь несколько положительных моментов: ребенок творит, старается сделать подарок конкретному человеку, он получает удовольствие оттого, что другие высоко оценили его старание, ему легче расстаться со своим произведением. Можно сделать картинку, закладку для книги, открытку и т. д. (естественно, пока с активной помощью взрослого).
Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.
Желательно, чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто приходили гости, он сам ходил в гости.
Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождения мишки (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает, кукла не хочет делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных ситуаций.