МААМ-картинки

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания»

Абдрашитова Альфия
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы

"Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания"

- Как воспитать в детях самостоятельность?

- Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?

- Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?

- Что уже умеет Ваш ребенок, и чему ему стоит обучиться?

- Как научиться НЕ делать все за ребенка?

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания“» размещена в разделах

В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. И одним из самых первых и нужных навыков – это умение обслуживать себя самостоятельно. К самообслуживанию относится выполнение всех необходимых обязанностей по отношению к самому себе, таких как: одевание, умывание, самостоятельный прием пищи, уборка игрушек и своей постели, комнаты.

Основное значение самообслуживания в воспитании ребенка :

Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет;

Обслуживая себя самостоятельно, ребенок учится, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;

Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;

Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;

Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.

Что могут делать дети младшего возраста?

мыть руки, при этом убирая рукава;

мыть лицо не разбрызгивая воду;

правильно пользоваться мылом и зубной щеткой;

насухо вытираться полотенцем и без напоминания вешать его на отведённое место;

одеваться и раздеваться в определё нной последовательности: одежду снимать и надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, застегивать молнию.

замечать, что одежда неопрятна, или загрязнена, и самостоятельно устранять это, или обращаться за помощью к взрослому;

своевременно (без напоминания) пользоваться носовым платком, туалетом;

пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой);

убирать игрушки, книги, канцелярские принадлежности после игры на отведенное им место.

Как воспитать у детей самостоятельность в самообслуживании?

Совет 1: Нет ничего лучше, чем обучать детей навыкам самообслуживания через прочтение художественных произведений. Это могут быть стихотворения, сказки и сказы, частушки-прибаутки. Именно погружаясь в произведение, дети ненавязчиво сопереживают главному герою, пытаются сравнить его с собой, подсказывают правильное решение в трудной ситуации. Тем самым, обучаются САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Предлагаем Вам следующие произведения известных детских авторов, которые можете читать своим детям и формировать у них правильные привычки и навыки :

В. Н. Орловой «Хрюшка обижается»;

С. В. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»;

Э. Н. Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду», «Удивительное дело»;

И. Муравейки «Я сама»;

Н. П. Саконской «Где мой пальчик»;

С. Капутикяна «Кто скорее допьёт»;

А. Л. Барто «Девочка чумазая»;

З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка»;

Л. Вороньковой «Маша - растеряша»;

К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»;

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Совет 2: Для того чтобы ребенок научился не только правильно и хорошо умываться, но и последовательно одеваться - родителям, в первую очередь, необходимо показать, как это правильно делается! А затем закреплять положительный результат через многократные повторения вместе с ребенком.

Ребенок должен УПРАЖНЯТЬСЯ в своем навыке. И только после того, как ребенок научился подражать Вам в показывании - можно переходить на подробные словесные объяснения: «Мы собираемся в детский сад. Для этого нам надо с тобой одеться. Давай возьмем белые колготки из нижнего ящика шкафа и наденем их на себя. Сначала надеваем колготки на правую ногу. и т. д». Чем подробнее Вы будете говорить ребенку где взять ту или иную вещь, и что с ней делать – тем быстрее навык надевания на себя одежды сформируется.

И только после того, когда родители увидели, что ребенок все запомнил, и подробные объяснения более не требуются можно переходить к общим фразам, таким как: «Завяжи шарф хорошо, как я, или твоя сестра», «Повесь свои вещи в шкаф, а я посмотрю, правильно ли ты это сделал».

!Важно не только упражнять ребенка в навыках самообслуживания, но и проверять правильность выполнения. Это необходимо делать до тех пор, пока нужный навык полностью не закрепится. Когда ребенок сам научится, например, надевать и снимать с себя одежду, даже без Ваших общих фраз – напоминаний.

Совет 3: Хвалите ребенка! Но хвалите правильно! Если вы довольны тем, что ребенок выполнил что-то правильно, например, завязал шнурки на ботинках, и они не развязались в течении 10 минут – похвалите его. При этом, лучше сказать, не просто: «какой ты умница, молодец, хороший», а акцентировать внимание на том, что Вы довольны, как он сегодня сделал то-то и то-то. Таким образом, у ребенка появится понимание того, за что его похвалили, и он будет обучаться данным навыкам с большей активностью и мотивацией.

Совет 4: Если решили, что ребенок обучается навыкам, например, в чистке зубов – перестаньте делать это за него. Вместе с ним – сколько угодно, но за него уже не делайте. Иначе навык будет закрепляться намного дольше.

Совет 5: Любое обучение не требует спешки. Обучение навыкам самообслуживания к этому тоже относится. Если Вы (родитель) торопитесь куда-то, стараетесь успеть сделать несколько дел одновременно, при этом обучить чему-то ребенка – лучше оставьте это дело.

Например: Вы учите ребенка самостоятельно надевать одежду, чтобы он САМ собрался в детский сад. При этом, Вы опаздываете. Встали несколько позже. И вместо того, чтобы подождать, пока ребенок все-таки вставит ножки в брюки – решаете сделать это за него. И так изо дня в день. Вы подгоняете ребенка, переживаете и делаете вновь и вновь что-то за него.

ИТОГ: навык сформирован НЕ БУДЕТ! Ребенок просто расстроится, потеряет мотивацию, и не захочет больше учиться. Или привыкнет, что за него все делают, и будет постоянно просить Вас о помощи.

Как исправить? Вставайте пораньше, и дайте возможность ребенку надевать на себя одежду столько, сколько ему потребуется. Словесно контролируйте его, например, говоря об очередности вещей.

Через какое-то время и Ваших словесных напоминаний ребенку уже не потребуется. Он научиться одеваться САМ.

Совет 6: Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с кем-то другим. Например, такие фразы как: «Вот Саша уже умеет застегивать курточку, а ты до сих пор нет» - должны быть под строжайшим запретом!

Ребенку нужна помощь со стороны взрослых! Он хочет чувствовать и ощущать поддержку от родителей. Поэтому поощряйте своего ребенка, и ни в коем случае не смейтесь и не критикуйте его действия.

Совет 7: Дети младшего возраста могут забывать о поручениях и изучении навыков. Им об этом необходимо напоминать. Для этого используйте специальные «напоминалки». Например, Вы можете повесить на дверях картинку, на которой изображена лейка и цветок. Это позволит ребенку вспомнить, что пора полить цветы.

Или над кроватью разместите фотографию заправленной кровати, или схему, как правильно убрать свою кровать. Это также напомнит ребенку с утра, что кровать необходимо убирать!

Такие «напоминалки» могут быть размещены по всей квартире: в ванной комнате, на кухне, в туалете и у шкафа с детскими игрушками. Причем, «напоминалки» должны висеть не все время, а появляться незаметно для ребенка, чтобы он не привыкал к их образу. Тем самым, он будет уделять им больше внимания.

Проявите креативность мышления и нарисуйте их самостоятельно, или воспользуйтесь готовыми картинками, взяв их в сети Интернет.

Совет 8: Обучая ребенка дома, старайтесь соблюдать единство в требованиях. Если обучаете навыку самообслуживания «Убери за собой игрушки», используя ряд слов и примеров, то эти же слова и примеры должны использоваться другими членами семьи.

Совет 9: Навык должен быть по силам ребенку. Выше уже были даны рекомендации по поводу того, что может уметь делать ребенок до 5 лет. Старайтесь, чтобы ребенок шаг за шагом изучал каждое из перечисленных навыков. И только при условии, что все навыки не только выучены, но и закреплены и перешли в стадию «автоматизма» - можно предлагать ему следующие.

Совет 10 (заключительный) : Играйте с ребенком! Придумывайте всевозможные игры, через которые ребенок будет обучаться навыкам самообслуживания. Обязательно используйте его любимые игрушки.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Воспитание культурных навыков и пример взрослых для детей» «Понятие о культуре очень широко- от умывания лица до последних высот человеческой мысли» М. И. Калинин. Программа воспитания в детском.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания»
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 12:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания»» (включая файлы) размещена пользователем Абдрашитова Альфия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД