Лидия Михайловна Сидоренко
Консультация для родителей «Воспитание ребенка в русских традициях»
▼ Скачать + Заказать документы
Магические свойства игрушки.
Как уже говорилось, народной игрушке присущи некоторые специфические черты, которые объясняют и особые отношения к ней в традиционной культуре.
Обрядовые игрушки.
Народная игрушка «помнит» о своем обрядовом происхождении, глубоко пряча или, напротив, выставляя чуть ли не на напоказ магию образов, таинственную связь с мастером и владельцем.
Повторимся: по внешнему виду, технологии изготовления куклы – игрушки и куклы, используемые как обрядовые предметы, практически не различались.
Темочки:
У некоторых народов (к примеру, у эвенков) самодельные детские игрушки очень похожи на семейные и родовые реликвии, к которым относятся с огромным почтением и которые тщательно оберегаются, хранятся. Собственно, одна и та же фигурка могла быть одновременно игрушкой и оберегом ребёнка, знаком его принадлежности к определённому роду, клану.
У восточных славян повсеместно принято было класть игрушку как оберег в колыбельку с младенцем или подвешивать её к люльке. Часто такая игрушка имела вид птички. Нередко новорождённым мальчикам подкладывали или подвешивали к люльке и игрушечные модели мужских инструментов лук со стрелами, топорик и пр., а девочкам – куклу, веретено и т. п. Если ребёнок плохо спал, произносили заговор, упоминая в нём игрушку оберег: «Сонница – бессонница, не играй моим ребёнком, а играй этой куколкой!»
Воронежские крестьяне вывешивали 12 кукол, олицетворявших двенадцать лихорадок, возле печки – сакрального центра избы, в надежде, что они у берегут хозяев от этой болезни. На Русском Севере издавна оберегом жилища служила щепная птица – своеобразный образ голубя, христианского символа Святого Духа.
Магической силой наделялись погремушки, шаркунки, трещотки. Ещё в начале XX века кое-где в деревнях верили, что их резкий и «сухой» звук способен отпугивать от ребёнка злые силы. В особенности это относится к свистулькам. Не случайно они упоминаются в заговорах, сказках, об опасности свистеть в доме говорят многочисленные приметы, известные и сегодняшним бабушкам: свистеть в избе – высвистеть все добро, на неурочный свист может явиться черт, поскольку это его «язык», и т. д. Правда, с помощью свиста можно и спастись от нечисти, особенно если удастся пересвистеть её. Жители Тульской губернии, к примеру, считали, что достаточно посвистать в глиняную свистульку и сказать: «Пусть порча перейдёт на того кто её послал», – и сглаза как ни бывало, человек выздоравливает, а наславший порчу – непременно заболеет.
В Вятском крае до начала XX столетия отмечался всеобщий праздник призыва весны, называемый «Свистунья или «Свистопляска». В течение нескольких дней взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, шумели, смеялись, полагая что таким образом прогоняют надоевшую зиму и призывают птиц – вестников весны. К этому празднику с давних пор приурочивалось массовое изготовление свистулек. Постепенно обрядовый праздник перерос в специфическую ярмарку, где главным товаром были самые разнообразные свистульки, которым со временем присоединили торговлю и другими игрушками, в частности знаменитой дымкой – расписной вятской глиняной игрушкой, известной теперь во всём мире.
Съедобные игрушки
Близки обрядовым и съедобные игрушки. Это своеобразный тип игрушек существовал с незапамятных времен, существует он и поныне (в виде шоколадных человечков и зверюшек, фигурного печенья, сюда же отчасти можно отнести и популярные киндер-сюрпризы). Вновь стали изготавливаться незабвенные петушки на палочке, радовавшие целые поколения детей дореволюционной России и изредка встречавшиеся на базарах в небольших городах, поселках в советскую эпоху. Такие петушки породили вереницу сходных «сосательных» игрушек-сладостей.
В крестьянской России ассортимент съедобных игрушек был достаточно широк. Прежде всего, это популярные печатные пряники – тульские, вяземские – в виде разных забавных фигурок – людей, всадников, рыб, птиц.
Игрушки-сладости происхождением своим обязаны обрядовому печенью: козулькам, баранчикам, раздаваемым детям-колядовщикам при святочных обходах дворов; выпечным крестам, которыми одаривали ребятишек в середине Великого Поста; жаворонкам, испекаемым специально для детей, выбегающих в день Сорока мучеников для призыва птиц и весны. Но мы забежали несколько вперед – рассказ об этих обрядах еще впереди.
Игрушки – модели
Как и в наше время, игрушки не только радовали ребёнка и вводили его в мир природы, культуры, семейный быт, но также способствовали овладение различными ремёслами, трудовыми навыками.
У народной традиционной игрушки – модели (серп, прялка, топор, молоток, пяльцы и пр.) есть одно важное отличительное свойство: она росла вместе с ребёнком, превращаясь из модельки в настоящее орудия труда.
Очень распространён был обычай дарить только что родившийся девочке прялочку. Нередко её подвешивали к колыбели (о чем мы уже писали, и она, с одной стороны, оберегала малышку, с другой – как бы настраивала её на неизбежность овладения женским рукоделием. Через некоторое время прялочка – модель становилась игрушкой будущей пряхи, с ростом девочки ей дарились прялки побольше – и так до той пары, когда девочка – подросток, девушка отправлялась на посиделки с настоящей прялкой и выполняла работу (изготовление пряжи) наравне со взрослыми.
Подобным образом топорик, цепок, миниатюрный меч, подвешенные сначала к люльке мальчика и нацеленные на закрепление пола ребёнка и склонность к мужским занятиям, сменялись игрушечным инструментом, которым уже можно было выполнять ряд операций, соответствующих назначению инструмента. Игрушка мальчика, постепенно обретая нужный размер, форму, качество, превращалась в рабочий инструмент подростка и в конце концов – в настоящее орудие производства, инструмент ремесленника.
Как видим, в крестьянстве все эти грабельки, маленькие тяпки, веретенца, метелки, удочки, лопатки, топорики выполняли одновременно функцию и игрушки, и обучающего предмета, подготавливающего ребёнка к взрослому труду.