Инна Вагнер
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет»
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Важно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Учим умываться
· Завернуть рукава одежды ребенка.
· Проверить температуру воды.
· Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!" и т. п.
· Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
· Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
· Еще раз обмыть водой руки ребенка.
· Закрыть воду.
· Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
· Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
·
· Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"
Учим пользоваться полотенцем
· Снять полотенце с крючка.
· Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
· Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
· Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
· Вытереть вторую руку.
Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"
Учим пользоваться носовым платком
· Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
· Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
· Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
· Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
· Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
· Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
· Знать свою расческу и место, где она лежит.
· Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
· Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
· Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
· Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
· Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учим пользоваться зеркалом
· Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
· Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
· Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.