Наталья Борисова
Консультация для родителей «Веселая артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Проводить занятия следует регулярно. 2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет. 3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз. 4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 10 минут. 5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи. 6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. 7. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности. 8. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
1. КРУГОВАЯ МЫШЦА РТА (ТО, ЧТО ОКРУЖАЕТ ГУБЫ)
Такие упражнения – база для быстрой смены артикуляционных поз и основа дифференциации гласных звуков (а это очень важно, в т. ч. для грамотного письма в будущем).
«Забор» - «Трубочка»
Традиционный и весьма эффективный комплекс.
«Забор» - растянутые в «американской» улыбке губы.
Зубы должно быть видно и верхние, и нижние. Хорошо, если между зубами удается еще удерживать щель 1-2 мм (это усиливает эффект).
«Трубочка» - губы вытянуты вперед и при этом плотно сжаты.
Изображаем, например, рыбку («Трубочка») и злую собаку («Забор»). После того как получилось выполнить по отдельности, нужно эти позы чередовать. А чтобы было веселее, и малыш не заподозрил неладное, можно гудеть как сирена: «Ииии-уууу! Ииии-уууу!». Утрировано и с юмором делаем сами – малышу нравится повторять. И не забывайте нахваливать малыша, как здорово у него получается.
Пьем через трубочку (теплые напитки и прохладные) Булькаем через трубочку. Чтобы было интереснее, можно в воду капнуть детского геля для душа. (только под Вашим наблюдением)
Надуваем мыльные пузыри, неплотные воздушные шарики.
2. КОНЧИК ЯЗЫКА
Эта часть языка должна уметь превращаться в иголочку и быть широкой, как лопатка. Поэтому.
Дотягиваемся языком до носа и до подбородка. Сразу скажу, что немногие люди способны, в самом деле, дотянуться до носа, не усердствуйте чрезмерно.
Облизываем верхнюю губу посередине (тонким язычком) и целиком (широким). Самое простое – мазать губу чем-нибудь сладким в нужных местах.
Считаем языком ребрышки у печенюшек, просовываем язык в дырочку сушки, облизываем мороженное, вылизываем тарелку – в общем, фантазируйте!
3. СПИНКА ЯЗЫКА (поверхность, серединка)
В русском языке нет «боковых» звуков. Воздух всегда проходит по середине языка. Значит, ребенок должен хорошо чувствовать, где эта середина находится.
Проводим малышу вдоль по середине языка ложечкой, палочкой от съеденного мороженного, коктейльной палочкой, а еще лучше – палочкой корицы, апельсиновой корочкой (ароматные, фактурные предметы оставляют более запоминающийся след и вообще приятнее). Сначала с открытыми глазами, потом ребенок глаза закрывает.
Чистим зубки языком изнутри снизу и сверху.
Дуем через длинный язычок на одуванчики, листья, перышко и т. п.
4. ЩЕКИ
Это не очень бросается в глаза, но щеки активно участвуют в процессе говорения, создают нужное напряжение артикуляционной позы, удерживают слюну. Так что, уделим им внимание.
Надуваем щеки и хлопаем ладошками по ним. Ни один ребенок не откажется от такой игры с родителями.
Втягиваем щеки, как рыбка.
Языком изнутри ищем, где пальчик дотронулся до щеки снаружи (язык упирается в щеку - получается бугорок).
Набираем в рот воду и пускаем фонтанчики.
Катаем карамельку, орешек из-за одной щеки в другую.
5. НЕБНАЯ ЗАНАВЕСКА (она же мягкое нёбо – над основанием языка)
Совсем незаметный снаружи орган, однако качество речевого выдоха, чистота и сила звука зависят во многом именно от него.
Цокаем, как лошадка задней частью языка.
Кашляем, «как старички».
Зеваем (если изображать зевок, действительно захочется зевнуть).
Полощем горло, булькаем (разумеется, чем больше в этом процессе озорства и баловства, тем вернее ребенку захочется повторить).
«Катаемся на лифте»: тянем звук (допустим, А, переходя от максимально низкой к предельно высокой ноте. Потом – сверху вниз. Можно помогать движением руки, катать любимую игрушку и т. д. Обычная распевка вокалистов – весьма полезна всем.