Махмудова Татьяна Владимировна
Консультация для родителей «Учите детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители всегда стремятся видеть своих детей счастливыми, улыбающимися и способными к общению с окружающими. Однако, не всегда ребёнок может самостоятельно разобраться в сложностях взаимоотношений с ровесниками и взрослыми. Взрослые должны помочь ему в этом.
Навыки общения включают:
- Желание взаимодействовать с окружающими («Я хочу!»).
- Умение организовать общение («Я умею», что подразумевает способность слушать, сопереживать и решать конфликты.
- Знание норм и правил общения («Я знаю»).
В возрасте от 3 до 7 лет ведущей деятельностью становится игра, а основными потребностями — самостоятельность, новые впечатления и общение. Многие родители уверены, что ребёнку необходимы уютный дом, хорошая еда, чистая одежда и качественное образование, и стараются обеспечить это. Однако, не всегда хватает времени, душевных сил и знаний, чтобы помочь ребёнку в его трудностях и стать для него настоящим другом. Важно рассмотреть типичные трудности в общении дошкольников, такие как конфликтность, агрессивность и застенчивость, и предложить игровые методы коррекции. Причины личностных проблем могут быть психофизиологическими, соматическими, наследственными или связаны с неблагополучными семейными отношениями.
Формирование адекватной самооценки — важный аспект развития ребёнка, на который сильно влияют родители, часто не осознавая этого. Качества адекватной самооценки включают активность, находчивость, чувство юмора, общительность и желание общаться.
Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки:
- Не ограждайте ребёнка от повседневных дел и не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть он выполняет доступные задания и получает удовлетворение от их выполнения.
- Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала должна быть соразмерна поступку.
- Поощряйте инициативу ребёнка. Пусть он будет лидером, но также показывайте, что другие могут быть в чем-то лучше.
- Поощряйте других в присутствии ребёнка, подчеркивая их достоинства и показывая, что ваш ребёнок может достичь того же.
- Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам, оценивая свои возможности и результаты.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, а сравнивайте его с самим собой.
Игры для выявления самооценки ребёнка:
«ИМЯ» — предложите ребёнку выбрать себе имя или оставить своё. Спросите, почему ему нравится или не нравится его имя, чтобы понять, как он его воспринимает.
Как строить отношения с конфликтными детьми:
- Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды или бормотание с обидой. Иногда у родителей нет времени или сил контролировать детей, и тогда возникают конфликты.
- Не обвиняйте другого ребёнка в возникновении ссоры, защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах.
- После конфликта обсудите с ребёнком его причины, определите неправильные действия и найдите другие способы выхода из ситуации.
- Не обсуждайте при ребёнке его поведение, чтобы он не утвердился в мысли о неизбежности конфликтов.
- Не всегда вмешивайтесь в ссоры детей. Иногда лучше наблюдать, как они сами находят общий язык. Если один ребёнок всегда побеждает, а другой становится жертвой, прервите игру, чтобы предотвратить формирование робости.
Принципы общения с агрессивным ребёнком:
- Поймите причины агрессивного поведения: привлечение внимания, разрядка энергии или стремление завоевать авторитет.
- Запреты, физическое наказание и повышение голоса — неэффективные методы.
- Дайте возможность выплеснуть агрессию на другие объекты, например, поколотить подушку или разорвать рисунок.
- Показывайте пример миролюбивого поведения, избегая конфликтов и вспышек гнева.
- Пусть ребёнок чувствует вашу любовь и поддержку. Не стесняйтесь приласкать его или пожалеть.
Игры для выплеска агрессии:
«Брыкание» — ребёнок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Он начинает брыкаться, касаясь пола ногой, постепенно увеличивая силу и скорость. На каждый удар ногой ребёнок говорит «нет», усиливая интенсивность.
Застенчивость:
Последствия:
- Препятствует знакомству с новыми людьми и получению удовольствия от общения.
- Удерживает от выражения мнения и отстаивания прав.
- Не позволяет другим оценить положительные качества.
- Усиливает сосредоточенность на себе.
- Мешает ясному мышлению и эффективному общению.
- Сопровождается одиночеством, тревогой и депрессией.
Помощь ребёнку в преодолении застенчивости возможна, пока он ещё маленький. С возрастом застенчивость может стать устойчивым стилем поведения.
Советы родителям замкнутых детей:
- Расширяйте круг общения ребёнка, знакомьте его с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества общения, рассказывайте о своих впечатлениях.
- Станьте примером эффективно общающегося человека.
- Если ребёнок становится более замкнутым, обратитесь за помощью.
Уважаемые родители, надеюсь, что эти рекомендации помогут вам в воспитании детей.