Алена Сизова
Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное. Природа вокруг нас»
▼ Скачать
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир Природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума», - писал известный педагог В. Сухомлинский.
Живой мир не познать по картинкам, телевизору и компьютеру. Простая прогулка по парку или скверу намного полезнее сухого рассказа о том или ином предмете либо природном явлении. Сколько новых ощущений могут подарить пение птиц, запах цветка, плывущие облака! А наблюдения за радугой, жизнью муравейника, движением щепки по ручью, отражениями в лужице.
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей видеть прекрасное, Природа вокруг нас“» размещена в разделах
Вместе с познанием окружающего мира формируется культура отношения к природе. Ребенку можно объяснить, что рвать цветы не стоит - дома они умрут, а на клумбе или полянке порадуют еще многих людей.
В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам - часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг организмами. Человек должен вести себя в природе так, чтобы не навредить в первую очередь самому себе.
Если клубы дыма загрязняют воздух, а сточные воды - реки, страдает не только природа. Болеет и страдает человек. Значит, охраняя природу, человек охраняет и самого себя. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или прекратится по нашей вине.
В каждой стране существуют специальные законы об охране природы. Все должны их выполнять.
Чтобы ответить на бесконечные вопросы («Почему не ломать?», «Почему не бросать?», расскажите ребенку такую историю: «Представь, что к нам пришли гости. Мы накрыли стол, гости все с удовольствием съели и разбросали посуду, остатки еды на полу. Потом они посреди комнаты развели костер, включили на всю громкость музыку и, веселясь, оборвали на букетики все наши любимые фиалки и розы, которые мы старательно растили». Конечно, ребенок возмутится: такое поведение гостей переходит все границы! Поясните, что, приходя в лес, многие ведут себя именно так. Эта поучительная история, дополненная вашими комментариями и личными примерами.
Там, где холодно, - тюлень,
А в лесу живет олень,
В океане - мощный кит,
А в берлоге Миша спит.
Скачет где-то кенгуру,
Заяц спрятался в нору,
А бобер деревья точит -
Каждый зверь живет, как хочет.
И его не переучишь,
Только сам себя замучишь.
От души хотим сказать:
- Вы живите, как хотите,
Мы не будем вам мешать!
Г. Золотарев
Научите ребенка слушать.
Сядьте на полянке, вслушайтесь. Откуда шорох? А стук? Может, дятел? Куда же спешит муравей? О чем поет птичка? Задавайте ребенку как можно больше вопросов. Пусть он фантазирует, а вы рассказывайте о природе, вносите в детские фантазии познавательные элементы.
В парке, сквере и в лесу
Играйте на свежем воздухе: в парке, сквере или в лесу.
Предложите малышу игру: он выбирает роль любого объекта природы (рыбы, птицы, цветка, облака) и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает наблюдательность и внимание.
1. Попросите ребенка закрыть глаза. В ладошку поочередно опускайте предметы: желудь, камешек, кусочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что находится в его руках, а потом, открыв глаза, узнает, насколько был близок к истине.
2. Можно посоревноваться: кто быстрее соберет как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают листья березы, тополя, сирени? Правильно, сердечко. А какие листья похожи на звезду? Конечно, это листья клена, винограда, смородины. А еще есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это рябина и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать подобные. А листья каштана и грецкого ореха - чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь лучами от одной точки.
Научите ребенка, как правильно собрать и оформить гербарий из листьев или цветов. Гербарий - это коллекция собранных и засушенных растений. Так же называют и помещения, где хранятся эти коллекции.
Для того чтобы растение надолго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист картона, прикрыв сверху газетой и положив под пресс (в качестве пресса достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем распоряжении окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются или пришиваются - фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой страничке с образцом нужно указать полное название растения, где и когда собрано.
Частичку лета можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько правил:
·Засушенные растения следует защитить от прямых солнечных лучей.
·Букеты из сухих цветов не стоит часто переставлять с места на место.
· Пыль с таких букетов следует осторожно сдувать резиновой грушей.
·Время от времени желательно опрыскивать цветы водой из пульверизатора. Такое опрыскивание способствует усилению аромата, как бы оживляя растение на некоторое время.
· Высушенные растения можно подкрашивать. Для этого можно использовать акварельные краски. Однако сильно увлекаться этим не стоит, чтобы растения не потеряли свой естественный вид.
Флористический материал дает богатые возможности для создания творческих работ, основное содержание которых - художественное обыгрывание природных объектов и явлений.
У моря, у синего моря.
А вот как можно интересно провести время на пляже.
У моря, как правило, много песка или мелких камешков - гальки. Песок дети любят априори, готовы часами копаться в нем чем угодно и когда угодно.
1. Можно не только рисовать на песке палочкой, лепить из него «пирожки», познавая формы, сыпучесть и другие качества песка, но и строить волшебные замки с многочисленными лабиринтами или закапываться песок до самых коленок.
2. Из ракушек и гальки отлично получаются силуэты: здесь как с облаками фантазии нет предела.
3. Из пластиковых бутылок можно сделать совки и сеялки, воронки и ведра. Продырявив крышку от бутылки, получите леечку и водный пистолет одновременно.
4. Из ракушек, камешек можно сделать отличные бусы, нанизав все это на леску или нитку.
5. Можно устроить соревнования, бросая в воду гальку. Из гальки также можно строить пирамиды, сравнивая, у кого выше, или вместе сооружая «небоскреб».
6. Обязательно возьмите с собой на пляж гуашевые краски. В солнечную погоду сам Бог велел устроить конкурс боди-арта. Малыши от разрисовывания на телах безумно радуются! Заодно можно изучать цвета. А чтобы краска лучше смывалась, разведите ее детским шампунем.
7. Очень интересный материал для сувениров - обточенные морем осколки бутылочного стекла и деревяшки.
«Никогда никого не убивай!»
Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.
«Время с пользой!»
Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом прямое участие.
«Природу – мать с любовью встречать!»
Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.
«Замеченное – оживает!»
Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т. д. Дети — неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.
«Наблюдай!»
Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.
«Пример родителей – самый надежный урок!»
Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!
Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!
«Очеловечивайте нечеловечное!»
Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.
«Никогда не поздно начать!»
Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста.
Поощряйте творчество! Пусть ребенок рисует животных и птиц, деревья и цветы, небо и облака. Леонардо да Винчи называют великим за то, что он умел наблюдать и улавливать детали прежде всего в мире живой природы. Изображая на своих эскизах обычную ветку или бегущего зверька, он руководствовался логикой и закономерностью в их строении. Кто знает, что может рассмотреть и по-своему увидеть ваш ребенок?