Юлия Шабунова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде. Воспитание трудолюбия у дошкольников проблема важная и актуальная на сегодняшний день. Наступившее столетие, характеризующиеся новыми социально-экономическими и политическими ориентирами, вызвало острую необходимость пересмотра ценности труда, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Труд человека кормит, а лень портит», «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Кто не работает, тот не ест» и др.
Жюль Верн писал: «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого».
Наступившее ХХI столетие, столетие новых социально - экономических и политических ориентиров страны вызвало в жизни острую необходимость воспитания трудолюбивой личности, только такая личность сможет претендовать на будущий успех и в работе, и в жизни вообще.
Воспитание желания трудиться у детей дошкольного возраста это целостная система, как и любая педагогическая система, Существующая на данный момент законодательная база подчеркивает высокий статус трудолюбия как качества личности. Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детского сада и родителей.
Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста заключаются в ознакомлении с предметным миром и трудовой деятельностью взрослых, организации игр и руководстве ими, расширении сферы общественно полезного труда, в выработке единой позиции воспитателей и родителей по формированию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Устойчивое положительное отношение к труду можно воспитать у детей только в тесной связи с семьёй, когда дома создаются примерно такие же условия: ребёнок имеет постоянные обязанности, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка в своём игровом уголке, выполняет поручения старших, все члены семьи объединяются вокруг общих дел, непременным участником которых становится дошкольник.
Для просвещения родителей о содержании и методах трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Эффективность совместной деятельности педагогов детского сада и семьи определялось четырьмя основными критериями: единство целей, партнерский стиль взаимоотношений и взаимопониманий, активное участие родителей в педагогическом процессе (интенсивность контактов, инициативность в работе, количество совместных реальных проектов) и повышения уровня воспитанности трудолюбия как качества личности старших дошкольников.
Любовь к труду, сильное желание трудиться, интерес и влечение к трудовой деятельности – основа личностного качества, называемого трудолюбием. Устойчивое положительное отношение к труду способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место и др.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется.
Трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или критерии) : познавательный, эмоционально – мотивационный, поведенческий, личностный.
- Познавательный компонент сориентирован на понимании детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослого и о профессиях.
- Эмоционально – мотивированный компонент предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудить для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы.
- Поведенческий компонент характеризует умения ребенка планировать, рационально организовать сою работу, владеть способами работы (используя для этого необходимые детские инструменты, адекватно оценивать результаты труда (самооценка).
- Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность и терпение в преодолении трудностей.
Каждый из этих четырех компонентов имеет свои конкретные показатели, по которым измеряется уровень воспитанности трудолюбия по трехбалльной шкале (высокий -3 балла, средний -2 балла, низкий -1 балл).
Так, ребенок с высоким уровнем трудолюбия (по данным ученых) :
- имеет отчетливое представление о назначении труда в жизни человека и необходимости хорошо трудиться, о труде взрослых людей;
- знает не менее шести названий профессий и имеет представления об из значимости, может назвать качества личности, необходимые человеку той или иной профессии;
- может объяснить, где и кем работает его родители и другие близкие взрослые и в чем ценность их труда;
- проявляет устойчивый интерес к любым трудовым заданиям и охотно в них включается; работает увлеченно, с удовольствием на протяжении всего времени выполнения задания;
- готов выполнить любую работу в интересах других, стремится помочь взрослым и сделать приятное близким, даже если работа ему неинтересно;
- умеет правильно планировать все этапы предстоящей работы и самостоятельно ее выполнять в соответствии с намеченным планом;
- адекватно оценивает результаты труда;
- самостоятельно и добросовестно выполняет любую работу в полном объеме и в положение срока;
- бережлив к результатам любого труда;
- с творческим подходом и вдохновением выполняет любую работу.
Ребенок со средним уровнем воспитанности трудолюбия проявляет названные свойства личности не в полной мере, а ребенок с низким уровнем не проявляет их вовсе или проявляет в мелкой степени.
Сегодня, к сожалению, дети 6-7 лет нередко имеют низкий уровень воспитанности трудолюбия. Этот факт подтверждают исследования ученых Д. А. Костиковой, Г. С. Малуновой.
Таким образом, трудолюбие действительно является одним из ключевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста. И формирование трудолюбия в старшем дошкольном возрасте должно восприниматься, как одна из важных задач дошкольного образования. Именно детскому саду - первому звену системы образования детей принадлежит организующая и направляющая роль.