Светлана Хорикова
Консультация для родителей «Трудный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенка называют «трудным»? Потому что ему досталось крайне мало родительской заботы и любви.
Обучение важно для детей, но понимание и уважение, внимание и любовь гораздо важнее для их развития. В семье, где есть любовь и взаимоуважение, ребенок воспримет наставления родителей. Трудным ребенка делает родительское невнимание. Материальные подарки любой ценности не заменят радости общения, дружбы и доверия.
В «трудные дети» попадают те, кого специалисты называют запущенными педагогически и особенно чувствительные и ранимые дети.
Публикация «Консультация для родителей „Трудный ребёнок“» размещена в разделах
Чаще всего трудным ребенок становится вследствие педагогической запущенности, т. е неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом если понятие «трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются серьезные просчеты, которые, если их не устранить, рано или поздно приведут к трудновоспитуемости. (Л. М. Зюбин, В. А. Татенко)
Формы педагогической запущенности известны всем:
-избалованность;
Избалованность - избалованные дети растут, как правило, в благополучных материально обеспеченных семьях, где на единственного ребенка активно влияют родители, бабушки, дедушки, другие родственники. Здесь дети с первых дней жизни привыкают к особому положению «кумира» семьи, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается после его выздоровления. В этих ситуациях дети бывают менее самоуверенны, но еще более капризны и изнежены.
-эгоизм;
Эгоизм — такие дети не переносят критику, любят командовать взрослыми,не умеют слушать других (взрослых и детей) у них на первом месте «Я хочу», они очень обидчивы.
-жестокость по отношению к окружающим;
Жестокость по отношению к окружающим - агрессия и жестокость проявляются в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми.
Причины детской жестокости и агрессивности
. слишком строгое авторитарное воспитание
. завышенные требования к ребенку
. недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями
. запугивание
. чрезмерное попустительство и потакание
.домашние конфликты
. отсутствие откровенности между ребенком и родителями
-грубость и лживость.
Грубость и лживость — как поступить родителям если их ребенок грубит и лжет. Нужно сказать что такое общение не допустимо. Важно чтобы все члены семьи придерживались одного мнения: грубить, кричать, ругаться, лгать нельзя. Родителям нужно показывать своим примером правила общения, поведения.
Истоки такого поведения нужно искать в семье. Если у родителей нет времени на доверительные разговоры сегодня, то завтра, когда им крайне необходимо будет общение с детьми, дети не найдут для этого свободного времени.
Эмоциональные дети особенно страдают от невнимания взрослых. Если речь не идет о психических отклонениях вследствие травм или врожденных заболеваний, то вероятной причиной «трудности» ребенка является неблагополучный семейный климат.
Родители ссорятся и никак не договорятся о методах воспитания, а ребенок страдает от того, что никто из взрослых не обращает внимания на то, что его действительно волнует. Он чувствует себя виноватым в том, что не соответствует требованиям самых близких людей, винит себя во всех семейных раздорах, боится, что из-за него разрушится семья. Дефицит внимания со стороны родных, «выталкивает» мальчишек и девчонок в компании, где их услышат, поддержат и научат тому, что запрещено дома.
Для тех родителей, которые действительно хотят исправить трудную ситуацию, психологи рекомендуют: научиться понимать «трудности» ребенка легче, если вспомнить, что он —ваше отражение; «легких» детей не бывает, потому что воспитывать детей трудно, даже при самых благоприятных обстоятельствах; неуместна паника по поводу плохого, по мнению родителей, поступка, а недостаточный успех в одном начинании ребенка, не означает полного неумения вообще; оптимизм – ваш самый надежный спутник, а фатализм – серьезный враг; недопустимо злоупотребить доверием ребенка – вы навсегда потеряете его уважение; не требуйте идеального поведения, не ставьте условий, а лучше объясняйте, почему нужно измениться и помогайте своим примером; верьте в своего ребенка, найдите его сильные стороны, развивайте его лучшие качества; равноправное общение дает успешные результаты, потому что в общении нуждаются все дети, но ребенок имеет право оградить свой мир от бесцеремонного вторжения.
С созданием атмосферы доброжелательности, с четким разграничением того что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо родителями достигается эффективность профилактики педагогической запущенности в самом широком понимании данной проблемы.
«Невозможно воспитать непримиримость, нетерпимость ко злу,неправде, обману, если ребенок трепещет от страха за свой ошибочный шаг»,- писал В. А. Сухомлинский; он своей практикой доказал, что маленьких детей можно и нужно воспитывать не наказывая их.