Мария Казакова
Консультация для родителей «Тревожный ребенок»
Тревожные дети требуют особого подхода со стороны взрослых. Незнание признаков тревожности, причин и особенностей общения с таким ребенком может усугубить ситуацию и даже привести к неврозу. Поэтому, предлагаю вам рассмотреть понятие тревожности, ее признаки испричины. Особенности тревожного ребенка необходимо учитывать при общении с ним – в этом вам помогут рекомендации.
Для начала научимся отличать тревожность от тревоги и страха.
Публикация «Консультация для родителей „Тревожный ребенок“» размещена в разделах
Если ваш ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Если же ребенок проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др., то это тревожность.
Тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект – человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи – отдельные или очень много.
Итак, тревожный ребенок, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:
•любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
•во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
•беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
•у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
•плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
•не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
•старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других.
Факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности :
• Наследственность: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.
•Обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями способствует появлению, повышению и закреплению тревожности :
1) завышенные требования к ребенку («Ты должен учиться только на пятерки»,
2) конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой,
3) неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни,
4) развод родителей,
5) отсутствие согласия между взрослыми по вопросам воспитания, спонтанность и непоследовательность действий родителей в воспитании.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ
1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.
2. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
3. Доверять ребёнку, быть с ним честными и принимать его таким, какой он есть.
4. Для снятия излишнего мышечного напряжения рекомендуется использовать тактильный контакт с ребенком : поглаживать его обнимать и т. д., проводить упражнения на релаксацию.
5. Чаще обращаться к ребёнку по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых (но так, чтобы он знал, за что). С этой целью можно отмечать достижения ребенка в специальном альбоме («Мои успехи», «Я сделал это!»). Можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных поручений (помочь маме на кухне и т. п.).
6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером ребёнку.
7. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный материал, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забывать похвалить.
8. Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания.
9. Быть последовательными в воспитании детей. Не запрещать без всяких причин того, что разрешали раньше.
10. Стараться делать ребёнку меньше замечаний.
11. Использовать наказание лишь в крайних случаях.
12. Общаясь с ребёнком, не подрывать авторитет других значимых для него взрослых людей. Например, нельзя говорить ребё нку: «Много ваша воспитатель понимает! Ты лучше меня слушай».
13. Помочь ему найти дело по душе, где он бы мог проявить свои способности и не чувствовал себя ущемлённым.
14. Родители должны помнить, что тревогу ребенка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.