Сударева Галина Михайловна
Консультация для родителей «Тренируем память у дошкольников»
▼ Скачать
Мастер класс для родителей
«Тренируем память у дошкольника»
Цель: познакомить родителей с развивающими играми по развитию памяти.
Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников — это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Публикация «Консультация для родителей „Тренируем память у дошкольников“» размещена в разделах
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти у детей дошкольного возраста:
Варианты развивающих игр
«Каскад слов»
Ребенку надо послушать, а затем воспроизвести ряд слов.
1) доска;
2) окно, дым;
3) урна, кувшин, карандаш;
4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
«Запомни картинки»
Ребенку предлагается пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки. Он рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 секунд. Затем картинки переворачивают и ребенок должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.
Если ребенок легко справляется с заданием, постепенно можно увеличивать количество предлагаемых картинок.
«Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»
Ребенку предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.
«У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход.
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки — мышки: чур я — мышка, чур я — кот.»
Все так весело играют и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад.
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек — воз, а играть невесело!»
(Е. Серов)
Вопросы:
Какие игрушки Рая отобрала у ребят?
Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?
Почему другим ребятам весело?
В какую игру стали играть дети?
В какие игры можно играть вместе?
«Запомни и нарисуй»
Вариант 1
Ребенку предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Затем по очереди ребенок воспроизводят их на листе бумаги. Вариант 2
Зачитываются 6-10 слов. Задача ребенка запомнить слова, а затем зарисовать.
Вариант 3
Читают рассказ и предлагают нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.
«Снежный ком»
Можно играть всей семьей.
Первый участник игры называет какой-нибудь предмет. Следующий участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.
«Послушай внимательно и повтори»
Взрослый произносит предложение. Ребенок должен его повторить.
Начинать нужно с предложения из 3-4 слов и постепенно увеличивать.
Перед началом игры необходимо дать установку: «Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить».
«Выполни движение»
Ребенку предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.
1. поставь руки на пояс
2. сделай два наклона вперёд
3. выпрямись, опустив руки вниз.
Постепенно количество инструкций можно увеличивать.
«Пересказ»
Прочитайте ребенку рассказ.
«Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.»
Затем предлагают ответить на вопросы.
Вопросы к рассказу:
1. Что подарила мама детям?
2. Как играли детям?
3. Почему они перестали играть?
4. Кого позвали дети и зачем?
Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.
«Опосредованная память»
Нужно подобрать 6-10 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (15- 20). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
"Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, - выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово".
Затем ребенку предлагают назвать предложенные для запоминания слова.
«Запомни парочки»
Зачитайте ребенку пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а ребенок называет второе слово.
праздник – подарок; дом – окно;
лимонад – прохлада; будка – собака;
стол – пирог; блины – сковородка;
шапка – шарф; печь – дрова;
ваза – цветок; пылесос – уборка;
пчела – мед; город – улица.
«Запомни стихи по картинкам»
Прочитайте стихотворение.
Затем попросите ребенка ответить на вопросы:
О каком времени года это стихотворение?
Что говорится об осени (что она делала?
Что осень подарила рябине?
Что осень подарила осине?
Что осень подарила тополям?
Что осень подарила людям, то есть нам?
Затем стих читается ещё раз с одновременным показом картинок-пиктограмм.
«ПОДАРКИ ОСЕНИ»
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый тополям,
Фрукты осень дарит нам.