Рязанова Инна Викторовна
Консультация для родителей. Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики является одной из актуальных задач развития детей дошкольного возраста. В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Публикация «Консультация для родителей, Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Тестопластика. Консультации
- Темочки
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разными видами ручной деятельности, а особенно хорошо в этом помогает лепка из теста, способствующая развитию тонких движений рук и тактильных ощущений.
В целом ряде исследований показаны различные аспекты развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов изобразительной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи детского творчества, подчеркивают, что изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности для эмоционально-эстетического, интеллектуального и волевого развития детей. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций.
Развитие вышеперечисленных качеств в процессе лепки имеет свои особенности. Лепка из теста (тестопластика) – нетрадиционная техника, процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом - тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую доступную для самостоятельного усвоения. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, стараясь использовать все десять пальцев, что, несомненно, положительно сказывается на результате.
Сенсорные основы лепки тесно связаны с развитием мелкой моторики детей. В основе данного процесса лежат четыре этапа:
— исследование формы предмета тактильно, с помощью руки, а также взором. Анализ объекта начинается с верхней точки к нижней;
— обследование основных деталей предмета;
— предмет анализируется полностью, форма предмета повторно воспринимается тактильно вместе с его деталями;
— исследование фактуры предмета.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики посредством тестопластики способствует формированию и совершенствованию мелкой моторики рук, развитию центральной нервной системы, развитию всех психических процессов, успешной социализации ребёнка. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается уверенность в себе, дети учатся работать в коллективе.
Использование тестопластики позволяет решать такие задачи как:
Обучающие – развитие познавательного интереса к работе с соленым тестом; совершенствование умений и навыков работы с предложенным материалом; развитие мотивации к работе;
Развивающие – развитие координации движений рук и развитие мелкой моторики рук, развитие речи.
Воспитательные – приобщение детей к миру прекрасного, воспитание у детей интереса к искусству как средству выражения чувств, мыслей; раскрытие индивидуальных способностей и талантов каждого ребенка.