Баранова Елена
Консультация «Выдумываем сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
(для родителей)
Тема: «Выдумываем сказку»
РСО-Алания
Моздокский район
МДОУ №34
Воспитатель:
Баранова Е. Ю.
Последнее десятилетие характеризуется противоречивым отношением к сказке. С одной стороны, что сказка не отражает жизнь, так как дети должны быть в курсе современных событий, развития науки и техники, особенностей человеческих отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде книг, пластинок, фильмов, а также активизация деятельности исследователей по изучению сказок.
Публикация «Консультация „Выдумываем сказку“» размещена в разделах
А как к этому относятся дети? Они так же, как когда-то их бабушки и дедушки. С восторгом рассматривают иллюстрации к сказкам, с замиранием сердца слушают небывалые истории, всем своим существом сопереживают их героям. Каковы же истоки привязанности детей к сказка?
Л. С, Выготский говорил, что литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности. Возможности «изживание эмоций» описаны также знаменитым американским психологом и психиатром Б. Беттельхаймом. Он утверждает: «Детям нужны сказки» (так называется его монография, ибо они являются необходимой пищей для развития личности.
Описание чудес, необычайных и не всегда понятных событий оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, заставляет задуматься: «Есть ли вокруг меня какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители являются ли доброй силой?Что может произойти со мной?». И это не абстрактные, а очень важные для ребенка вопросы- он думает о собственной защите в этом мире, о смысле жизни.
Сказки не только заставляют ребенка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы.
Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки со всеми ее деталями и подробностями, без изменения даже интонации при рассказывании. Они хотят услышать знакомые слова, испытать те же чувства, что и при первой встрече со сказкой. По мнению Б. Беттельхайма, такое стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.
Герои сказок идентифицируются детьми в зависимости от их возраста и волнующих проблем. Например, четырехлетняя девочка, слушая сказку братьев Гримм, идентифицирует себя с Гретель, которую ведет Гензель. Становясь старше, она представляет себя Гретель, победившей ведьму.
Ребенок легко входит в сказочную обстановку, мгновенно превращалась в Королевича или Белоснежку, и так же свободно переключаться на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло бы происходить и в действительности.
Кроме ожидания необычного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же возможно выйти победителем из любых испытаний, например, перелететь через тридевять земель тридесятое царство и сразиться с драконом и трех головах. Мечты ребенка осуществляются в сказке, когда он слушает ее или придумывать собственный вариант. Таким образом, как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Детское видение мира и психологическая специфика сказок родственны в своем тяготении к противоположностям, крайностям. В сказках противоборствуют чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и трусливые герои, великаны и карлики. Сказочные образы отличии от реальных человеческих характеров-полярны: один брат глуп-другой умен, одна сестра трудолюбива и прилежна -другая ленива и т. п. В восприятии и оценках детьми реальных жизни также преобладает полярность -белое и черное.
В. А. Сухомлинский писал: «Сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю». Эстетическое воспитание детей на материале сказки- важная проблема. Ее решение требует серьезной продуманной работы, характер и содержание которой обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.