МАРИНА ВАСЁВА
Консультация для родителей «Посеешь привычку — пожнешь характер»
▼ Скачать + Заказать документы
Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.
Ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослых определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству - основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Ребенок привыкает трудиться еще до того, как сможет понять, что труд является обязанностью и долгом каждого человека. Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке и т. п., взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.
Темочки:
Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнять, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движения и сопровождать его объяснениями. В первое время надо следить за тем, чтобы ребенок делал все правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития. Предъявление к ребенку непосильных требований вселяет чувство неуверенности, а иногда может послужить причиной отрицательного отношения к делу.
Вместе с тем существует и другая опасность - опоздание в формировании того или иного навыка. Дело в том, что успех в обучении ребенка пред дошкольного и дошкольного возраста во многом зависит от его заинтересованности. Если ребенок уже "перерос" то простое дело, которому его вовремя не научили, оно перестает его интересовать.
Особенно большое значение имеет пример окружающих ребенка взрослых. А. С. Макаренко говорил: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение". Как бы часто ни говорили ребенку, что входя в комнату, надо переобуваться, если это не выполняется самими взрослыми, у ребенка прочной привычки не образуется
В поведении ребенка, его манерах, умениях, привычках находит отражение весь уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между ее членами.
Большое значение для закрепления навыков имеет единство требований, предъявляемых ребенку всеми взрослыми, воспитывающими его.
Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение.
Воспитание новых для ребенка привычек целесообразно связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее.
Для закрепления многих навыков и привычек целесообразно использовать игру. Игра - самый близкий, понятный, увлекательный вид деятельности ребенка - дошкольника. То, что он осваивает в процессе игр, дается без напряжения, как бы само собой и закрепляется прочно. Игра позволяет ребенку глубже понять окружающий мир. Она, пожалуй, самое эффективное средство воспитания у дошкольника привычки доводить начатое дело до конца. Этому способствует заинтересованность ребенка игрой, ее конечным результатом: построить что-то, переодеть кукол и т. п. Однако игра - средство воспитания при условии руководства его со стороны взрослых.
В процессе воспитания у детей привычек взрослым необходимо быть последовательными и настойчивыми в своих требованиях, систематически упражнять детей в тех или иных действиях. Если ребенку разрешили то, что еще вчера запрещали, или, потребовав чего-то, тут же об этом забыли, можно не сомневаться, что намерения закрепить привычку останутся безрезультатными.
Формирование привычек - процесс постепенный, не допускающий "авралов". И если есть в воспитании проблемы, восполнить их можно также постепенно.
Для успешного воспитания навыков и привычек необходимо учитывать и индивидуальные особенности их формирования. Нетрудно заметить, что одних детей легче, например, приучить доводить начатое дело до конца, раскрашивать картинки, не выходя за пределы контура. Другим больше по душе все, что связано с движением, что требует быстроты, ловкости, сноровки. Такие дети с трудом приобщаются к выполнению тех дел, которые требуют терпения, усидчивости.
В процессе формирования у ребенка необходимых навыков и привычек, в том числе и тех, к которым у него нет враждебной расположенности, следует соблюдать осторожность, чувство меры, такт. Нельзя против воли заставлять малыша бегать, прыгать или рассматривать картинки в книжке. В ответ на это могут быть слезы, упрямство, отчужденность, не помогут в таком деле и уговоры. Лучшее средство в достижении положительного результата в воспитании дошкольника – его заинтересованность.