Ирина Зельцер
Консультация для родителей «Формирование познавательных интересов у ребенка»
Обладая гигантской побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно устремляться к познанию, разыскивать методы удовлетворения жажды знаний. Познавательный интерес дошкольника воспроизводится в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Родителям важно знать показатели познавательных интересов у дошкольников.
Обратите внимание на следующее:
• задает ли ваш ребенок вопросы.
• Какое их содержание и количество.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование познавательных интересов у ребенка“» размещена в разделах
• стремится ли ребенок увеличить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации.
• рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах
• участвует ли в беседе о том, что его интересует.
• отражает ли свои воспоминания в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу.
• способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности
• свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
Стремление узнавать новое, обнаруживать непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вдуматься в их сущность, обнаружить имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.
Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, — создают у ребенка уверенность в своих силах.
Условием происхождения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Психологи считают, что, чем младше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни.
Далее эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Множество интересов побуждает ребенка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности.
Советуем родителям использовать любую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Не стремитесь разъяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать происхождение у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сопоставлению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
Дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Существенно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если активность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте обучения и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца.
Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует ребенка. Но дошкольнику свойственна потребность в повторных восприятиях того, что он видел, о чем уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
К детским вопросам нужно относиться внимательно и бережно. Рекомендуется отвечать на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы дошкольника. По возможности надо побуждать ребенка к последующим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.