Анастасия Чуева
Консультация для родителей «Способы мотивации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители всегда желают своим детям только добра. И каждые
мама и папа хотят, чтобы их малыши выросли воспитанными,
разумными и ответственными. Но как этого добиться? Как
мотивировать ребенка к полезным делам и работе, не
травмируя при этом его психику?
У многих родителей опускаются руки, когда они видят, как маленькие
шалуны и безобразники разбрасывают свои игрушки и не желают их убирать,
отказываются делать школьные домашние задания или выполнять работу по
дому. Однако отступать в таких ситуациях нельзя, потому что можно
Публикация «Консультация для родителей „Способы мотивации ребенка“» размещена в разделах
потерять родительский авторитет. Зачастую в ход идут следующие приемы:
«Если выполнишь мою просьбу, я дам тебе конфету», «Если не будешь
делать то, что я велю, не получишь подарок на день рождения». Но что это за
приемы по сути? Правильно! Подкуп и шантаж. К чему это может привести?
В первом случае ребенок привыкнет все делать только за некое
вознаграждение, в связи с чем возможны проблемы с последующей
социальной адаптацией. Во втором – малыша ждет неизбежный страх, что он
не справится с заданием и останется без награды.
Постоянное напряжение подорвет у ребенка веру в себя, сделает его
замкнутым. Чтобы успокоить ребенка и защитить его детскую нервную
систему от ненужных стрессов, можно воспользоваться специальными
успокоительными препаратами. Также не рекомендуется, пытаясь мотивировать ребенка, использовать
категоричные приказы: «Немедленно сделай, как я сказала». Во-первых, они
содержат тот же элемент угрозы, что и в примере с подарком на день
рождения, только невысказанной. Во-вторых, ребенок может подчиниться,
но у него не появится стремления поступать так всегда. И, конечно,
необходимо воздерживаться от слишком бурного проявления негативных
эмоций. Понятно, что это сложно, когда ребенок игнорирует вашу просьбу в
четвертый, пятый раз. Но все же нужно сдержаться и подумать: «Я знаю, что
я хотела сказать. А что он услышал на самом деле?». И вот тут таится один из
первых ключиков к мотивации малыша.
1. Ваша просьба должна быть понятной ребенку, предельно конкретной,
содержать четкий алгоритм действий и временные рамки исполнения:
«Через пятнадцать минут я загляну в комнату и очень прошу тебя, чтобы к
этому моменту все игрушки были разложены по своим местам».
Некоторые задачи кажутся ребенку откровенно скучными, ему тяжело
выполнять их на протяжении долгого времени. Это может касаться
домашних забот – уборки, мытья посуды. Однако в ваших силах
разнообразить рутинные процессы.
2. Добавляйте элемент игры, сказки. Фантазируйте. Когда ребенок не
занимается делами, а «играет в них», он полностью включается в действие
и у него остаются позитивные впечатления: «У Феи чистоты всегда болит
голова, когда где-то грязно. Давай поможем ей и подметем пол» (можно
после уборки «позвонить» Фее и уточнить, что голова у нее прошла).
Дети, в том числе младшие школьники, еще не очень хорошо умеют
расставлять приоритеты. Это связано с отсутствием реального опыта, с
невозможностью правильно оценить собственные силы, возможности. Но
любую попытку прямого давления они могут воспринимать «в штыки».
Используйте прием компенсации.
3. Действуйте по принципу: сначала – полезное (необходимое, потом –
приятное. В данном случае речь идет не о «подкупе, а о поощрении.
Обратите внимание ребенка, насколько веселее заниматься приятными
делами, когда необходимые уже сделаны.
Конечно, иногда бывают ситуации, когда родителям приходится быть
твердыми и даже строгими. Но такие моменты должны быть исключениями,
а не правилом