Ирина Рева
Консультация для родителей «Специфика и особенности воспитания и подготовки детей к школьной жизни в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
В семье всегда больше ситуаций, позволяющих индивидуально в естественных условиях решить многие возникающие вопросы. Весь уклад жизни семьи, обычаи оказывают естественное дисциплинирующее воздействие на ребенка.
Домашняя педагогика помогает сохранить в ребенке его собственное «Я», оградить от обезличивания. В семье общение ребенка и взрослых наполнено естественной деятельностью. В традиционной домашней педагогике есть непреходящие ценности, семейные традиции, помогающие сформировать в ребенке черты, которые делают его физическим и духовным продолжением своих родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Специфика и особенности воспитания и подготовки детей к школьной жизни в условиях семьи“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Семья - это среда, где все мелочи, из которых состоит повседневность, формируют личность ребенка. Влияние атмосферы, духа семьи, семейного очага огромно, именно они являются главными воспитательными средствами, орудием передачи социально-нравственного опыта старших младшим. Это обязывает родителей корректировать многие свои поступки, фразы, даже жесты, весьма далекие, казалось бы, от педагогики, но служащие малышу богатейшим источником информации о жизни. Именно в семье ребёнок начинает ощущать себя членом некоего единого целого, в котором люди связаны взаимными обязательствами, соблюдают дисциплину и этику.
В помощь семье издается педагогическая литература, отдельные программы телевидения и радио помогают родителям советами в решении сложных вопросов воспитания и обучения детей. Создана и продолжает развиваться сеть разнообразных школ с углубленным изучением того или иного предмета и особенностями организации учебного процесса. Все они ориентированы на разные программы, технологии, которые учитывают уровень развития ребенка.
Познакомившись внимательно с данной информацией, родители могут
выбрать именно то учреждение, которое в наибольшей степени отвечает запросам, интересам и особенностям их ребенка. И, все-таки, главным остается вопрос: «Как определить, где ребенок будет более успешен и как подготовить его к школьной жизни?» Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции, систематическому обучению.
Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не; всегда успешен в условиях школьной жизни. Мама, «убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе.
Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое, внимание родителей, определяется всей предшествующей дошкольной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год.
Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее. И именно у этих детей отмечаются нарушения состояния здоровья.
Вы задумывались над вопросом: «Что создает ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах?» Конечно же, доверие и уважение к ребенку. Это должно определять позицию родителей. Если Вы будете верить в возможности ребенка, опираться на лучшее в нем, то это станет гарантией.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не противопоставляйте их друг другу. Сравнивать Вы должны ребенка с самим собой, т. е. новые достижения малыша мы сравниваем с прежним уровнем. Дайте ребенку ощущение роста его возможностей. Положительные оценки в адрес ребенка должны услышать все члены семьи. В порицаниях отдайте предпочтение спокойному замечанию, совету, просьбе, индивидуальному напоминанию о том, как надо себя вести.
Всем своим поведением постарайтесь дать ребенку почувствовать заинтересованное отношение к нему: радость - в случае успеха, огорчение - в случае неправильного поступка, сопереживание и озабоченность - в случае неудачи.
Ребенок должен чувствовать, что Вы его любите и принимаете как уникальную, неповторимую личность. Конечно, это совсем не означает всепрощенчество и потакание капризам. Ведь порицаете Вы отдельные действия и поступки, а не личность ребенка в целом. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Если ребенок смел и уверен в себе, то надо обучать его критической оценке своей работы. Подбодрить, поддержать пусть даже слабую инициативу застенчивого, нерешительного ребенка - это значит во многом расположить его к себе и предстоящей деятельности.
Страх перед школой, взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность - плохие союзники в решении сложнейшей задачи - перехода на новую жизненную ступень.
Необходимо дать ребенку возможность самореализоваться, раскрыть свои возможности и таким образом обеспечить себе реальный успех у окружающих. Успешность нужна каждому ребенку, помогите ребенку прийти к ней! Всегда можно найти такую область деятельности, в которой ребенок может себя проявить (хорошо бегает, прыгает, рисует, лепит, поет, читает стихи, сочиняет, фантазирует и т. д.). Но если нет никаких реальных достижений, их придется создавать искусственно. Главное - не сам по себе успех, а реакция на него окружающих. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
Сделайте так, чтобы в Вашем общении с ребенком преобладал диалог, тогда Вы узнаете, что переживает Ваш ребенок, о чем думает, в чем сомневается!