Получи документы

Консультация для родителей «Совместный труд ребенка и взрослого»

Елена Журавель
Консультация для родителей «Совместный труд ребенка и взрослого»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задачдошкольного учреждения.

Актуальной задачей в настоящее время является, формирование общей трудовой

деятельности по средствам правильной организации совместного труда детей и взрослых.

Наблюдение за трудом взрослых, чтение художественных произведений о труде,

рассматривание картин на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей

Публикация «Консультация для родителей „Совместный труд ребенка и взрослого“» размещена в разделах

представления о содержании понятий «трудолюбивый», «ответственный».

Поэтому, взрослым, необходимо активизировать влияние своего труда на формирование у

детей трудовых навыков, определить условия этого влияния примером взрослых, наметить

формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Для этого возможны 3 пути:

Приближение детей к труду взрослых.

Приближение работы взрослых к детям.

И совместная деятельность взрослых и детей.

Первый – широко практикуется в детском саду. Это специально организованный показ (на

занятиях) детям труд взрослых, наблюдения (посещения кухни, кабинета врача, прачечной и

т. д.) показывают уборку участка, ремонт игрушек, мебели, пошив одежды. Наблюдения за

трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют

представления детей. Пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых,

способствуют положительному отношению, уважению к их труду.

Второй - приближение труда взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно

протекает на виду у детей, обычно и привлекает их внимание, возбуждает желание самими

действовать, подражая взрослым. Взрослый активизирует влияние на детей своим примером.

Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, где для детей достаточно виден

результат труда сделанная вещь, чистота после уборки, стирки) или конкретные трудовые

задания (вскапывание земли, кормление животных).

Третий - совместная работа – это такая деятельность взрослых и детей, когда воспитатель

(другие взрослые) выступают в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно среднего и младшего возраста оказывает пример

бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различные действия медицинского

работника. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных

потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много

моментов, связанных с поведением детей по поддержанию порядка, чистоты, соблюдению

гигиенических правил. Игры детей показывают, что они подражают труду взрослых.

В младшей группе используется пример трудового поведения помощника воспитателя. Это

близкий детям человек, заботу которого они ощущают каждый день, и труд которых всегда

происходит у них на глазах. Этот труд нагляден и понятен по характеру детям, содержит

много навыков прививаемыми детям (соблюдение чистоты и порядка).

Однако, самого этого примера недостаточно. Если помощник воспитателя делает что – то

необычное (мытье окон, чистка пылесосом ковров) дети обращают внимание, но если это

повторяется несколько раз, дети перестают их замечать. Поэтому, все то, что содержится в

труде няни не оказывает видимого влияния на детей.

Детям 3-4 лет трудно самим извлечь полезное из деятельности взрослых. Взрослые сами

вовлекают их в трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая

сотрудничество. Когда ребенок сам активно действует, он получает более точные и полные

представления о труде взрослых, начинает их поддерживать.

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослых к труду. Бодрый,

энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждает у детей

стремление к труду, но даже и хороший пример не всегда действует на поведение детей в

силу неустойчивости их внимания неумение вычислить важное. Разными способами

приходится привлекать ребенка к действиям, выполняемым взрослыми.

Большая роль отводится пояснению взрослыми своих действий или другого взрослого

(посмотрите, как тётя Ирина чисто моет стёкла, они блестят, сверкают! Посмотрите, как я

держу тряпочку. Вот так и надо протирать листья, аккуратно, тихонечко). В играх дети

подражают действиями плотника, слесаря, строителей, работников транспорта и т. д.

Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для

формирования трудовой направленности и деятельности самих детей. Труд детей,

характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду детей, составляют ту

среду, из которой дети постоянно берут образцы для подражания.

В этом часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает

впечатление полученного в детском саду. Воспитательная эффективность ознакомленная с

трудом зависит не только от того какой труд наблюдается, но и от того на какие стороны

направляется внимание детей (общий порядок; тщательно продуманную работу; на

слаженность работы; на взаимопомощь; на положительное отношение к труду).

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо

руководствоваться следующими принципами:

·       Трудовая деятельность естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;

·       Должен быть допустимым с педагогической и гигиенической точек зрения;

·       В нем должна легко и естественно происходить совместная деятельность взрослых и

детей с разделением функций наглядного участка.

Естественность, жизненная целесообразность труда – важнейшие условия успешной

организации совместной деятельности взрослых и детей, которая может осуществляться в

процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и знаний. При этом

надо учитывать соответствие работы (нагрузка, неудобные позы, напряжение зрения,

однообразные монотонные действия. Поэтому требования к совместной деятельности - это

разделение труда между взрослыми и детьми. Если этого нет, то совместной деятельности не

получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают; или всё выполняют дети, а взрослый

организует и направляет работу. И то и другое имеет место, но это уже не совместной

деятельности.

В процессе совместной деятельности важно не только разделение труда, но и сочетание

активности взрослого и детей, степень их участия в труде, которое и побуждало детей к

самостоятельности в работе. Гораздо более активных детей, когда взрослый начинает

работу, потом постепенно втягивает в неё детей, а затем и предоставляет им возможность

действовать самим. Дети работают их действия говорят о подражании. Воспитатель следит за

детьми или работает вместе с ними. Организаторская роль воспитателя в коллективной

работе очень ответственна.   Приходится распределять работу, обеспечивать условия для её

существования, наблюдать за детьми, направлять их действия.

В формировании трудовой направленности детей важную роль чтение художественных

произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает

детей интересом к труду, уважением к нему, желание подражать героям, подобно им, хорошо

трудиться.

Немалое впечатление на детей производят образы героев произведений дяди Стёпы

милиционера, пожарного Кузьмы, почтальона, неизвестного героя. А как просто говорит с

детьми В. Маяковский о людях разных профессий (столяре, плотнике, враче, портнихе,

шофёре, инженере, рабочем, пилоте и т. д.). Даёт понять, что работы всякие нужны и важны.

Наиболее эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и

экскурсии. Необходимо подбирать для наблюдений такие виды работ, которые доступны

пониманию детьми и вызывают у них желание подражать.

Очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Обилие впечатлений

приводит к тому, что дети получают лишь поверхностные сведения, которые мало

воздействуют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых

навыков и умений.

Надо давать небольшое количество сведений, постепенно их увеличивая, дополняя новыми,

закрепляя старыми. Такие наблюдения за трудом взрослых будут ещё эффективнее, когда

познавательный материал эмоционально насыщен, вызывает у детей восхищение,

раскрывает красоту труда. Всё это влияет на поведение детей, на их отношение к людям,

вещам, к окружающему миру в целом.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны понимать общественную пользу своего

труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе с взрослыми и получают

удовольствие от того, что они принесли тоже какую - то пользу, помогая взрослым.

Дети радуются процессу труда, чувствующие его пользу для себя, для других, для общего

дела, будут больше ценить труд взрослых. У них будет постепенно формироваться и

психологическая готовность к труду, т. е. трудиться всю жизнь.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе»Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе» Консультация для родителей. Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей.

Фотоотчет «Совместный труд родителей с детьми, поделки к Новому году»Фотоотчет «Совместный труд родителей с детьми, поделки к Новому году» Фотоотчет "Совместный труд родителей с детьми, поделки к Новому году" Зима – прекрасное время года, самое сказочное время в году. Новый.

Консультация для родителей «Ребёнок и труд»Консультация для родителей «Ребёнок и труд» Дорогие мамы и папы! В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед вами неизбежно встает множество вопросов,.

Консультация для педагогов и родителей «Труд на пользу»Консультация для педагогов и родителей «Труд на пользу» В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Техника «Я-сообщение», как способ общения взрослого с ребенком «на равных» Нередко самая безобидная, на первый взгляд, фраза может привести к образованию стойкого невроза. В психологической литературе описано много.

Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка»Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка» Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Совместный труд ребенка и взрослого»
Опубликовано: 31 мая 2024 в 23:57
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Совместный труд ребенка и взрослого»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Журавель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД