Елена Журавель
Консультация для родителей «Совместный труд ребенка и взрослого»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задачдошкольного учреждения.
Актуальной задачей в настоящее время является, формирование общей трудовой
деятельности по средствам правильной организации совместного труда детей и взрослых.
Наблюдение за трудом взрослых, чтение художественных произведений о труде,
рассматривание картин на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей
Публикация «Консультация для родителей „Совместный труд ребенка и взрослого“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
представления о содержании понятий «трудолюбивый», «ответственный».
Поэтому, взрослым, необходимо активизировать влияние своего труда на формирование у
детей трудовых навыков, определить условия этого влияния примером взрослых, наметить
формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.
Для этого возможны 3 пути:
Приближение детей к труду взрослых.
Приближение работы взрослых к детям.
И совместная деятельность взрослых и детей.
Первый – широко практикуется в детском саду. Это специально организованный показ (на
занятиях) детям труд взрослых, наблюдения (посещения кухни, кабинета врача, прачечной и
т. д.) показывают уборку участка, ремонт игрушек, мебели, пошив одежды. Наблюдения за
трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют
представления детей. Пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых,
способствуют положительному отношению, уважению к их труду.
Второй - приближение труда взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно
протекает на виду у детей, обычно и привлекает их внимание, возбуждает желание самими
действовать, подражая взрослым. Взрослый активизирует влияние на детей своим примером.
Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, где для детей достаточно виден
результат труда сделанная вещь, чистота после уборки, стирки) или конкретные трудовые
задания (вскапывание земли, кормление животных).
Третий - совместная работа – это такая деятельность взрослых и детей, когда воспитатель
(другие взрослые) выступают в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Сильное влияние на детей, особенно среднего и младшего возраста оказывает пример
бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различные действия медицинского
работника. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных
потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много
моментов, связанных с поведением детей по поддержанию порядка, чистоты, соблюдению
гигиенических правил. Игры детей показывают, что они подражают труду взрослых.
В младшей группе используется пример трудового поведения помощника воспитателя. Это
близкий детям человек, заботу которого они ощущают каждый день, и труд которых всегда
происходит у них на глазах. Этот труд нагляден и понятен по характеру детям, содержит
много навыков прививаемыми детям (соблюдение чистоты и порядка).
Однако, самого этого примера недостаточно. Если помощник воспитателя делает что – то
необычное (мытье окон, чистка пылесосом ковров) дети обращают внимание, но если это
повторяется несколько раз, дети перестают их замечать. Поэтому, все то, что содержится в
труде няни не оказывает видимого влияния на детей.
Детям 3-4 лет трудно самим извлечь полезное из деятельности взрослых. Взрослые сами
вовлекают их в трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая
сотрудничество. Когда ребенок сам активно действует, он получает более точные и полные
представления о труде взрослых, начинает их поддерживать.
Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослых к труду. Бодрый,
энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждает у детей
стремление к труду, но даже и хороший пример не всегда действует на поведение детей в
силу неустойчивости их внимания неумение вычислить важное. Разными способами
приходится привлекать ребенка к действиям, выполняемым взрослыми.
Большая роль отводится пояснению взрослыми своих действий или другого взрослого
(посмотрите, как тётя Ирина чисто моет стёкла, они блестят, сверкают! Посмотрите, как я
держу тряпочку. Вот так и надо протирать листья, аккуратно, тихонечко). В играх дети
подражают действиями плотника, слесаря, строителей, работников транспорта и т. д.
Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для
формирования трудовой направленности и деятельности самих детей. Труд детей,
характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду детей, составляют ту
среду, из которой дети постоянно берут образцы для подражания.
В этом часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает
впечатление полученного в детском саду. Воспитательная эффективность ознакомленная с
трудом зависит не только от того какой труд наблюдается, но и от того на какие стороны
направляется внимание детей (общий порядок; тщательно продуманную работу; на
слаженность работы; на взаимопомощь; на положительное отношение к труду).
При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо
руководствоваться следующими принципами:
· Трудовая деятельность естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;
· Должен быть допустимым с педагогической и гигиенической точек зрения;
· В нем должна легко и естественно происходить совместная деятельность взрослых и
детей с разделением функций наглядного участка.
Естественность, жизненная целесообразность труда – важнейшие условия успешной
организации совместной деятельности взрослых и детей, которая может осуществляться в
процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и знаний. При этом
надо учитывать соответствие работы (нагрузка, неудобные позы, напряжение зрения,
однообразные монотонные действия. Поэтому требования к совместной деятельности - это
разделение труда между взрослыми и детьми. Если этого нет, то совместной деятельности не
получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают; или всё выполняют дети, а взрослый
организует и направляет работу. И то и другое имеет место, но это уже не совместной
деятельности.
В процессе совместной деятельности важно не только разделение труда, но и сочетание
активности взрослого и детей, степень их участия в труде, которое и побуждало детей к
самостоятельности в работе. Гораздо более активных детей, когда взрослый начинает
работу, потом постепенно втягивает в неё детей, а затем и предоставляет им возможность
действовать самим. Дети работают их действия говорят о подражании. Воспитатель следит за
детьми или работает вместе с ними. Организаторская роль воспитателя в коллективной
работе очень ответственна. Приходится распределять работу, обеспечивать условия для её
существования, наблюдать за детьми, направлять их действия.
В формировании трудовой направленности детей важную роль чтение художественных
произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает
детей интересом к труду, уважением к нему, желание подражать героям, подобно им, хорошо
трудиться.
Немалое впечатление на детей производят образы героев произведений дяди Стёпы
милиционера, пожарного Кузьмы, почтальона, неизвестного героя. А как просто говорит с
детьми В. Маяковский о людях разных профессий (столяре, плотнике, враче, портнихе,
шофёре, инженере, рабочем, пилоте и т. д.). Даёт понять, что работы всякие нужны и важны.
Наиболее эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и
экскурсии. Необходимо подбирать для наблюдений такие виды работ, которые доступны
пониманию детьми и вызывают у них желание подражать.
Очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Обилие впечатлений
приводит к тому, что дети получают лишь поверхностные сведения, которые мало
воздействуют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых
навыков и умений.
Надо давать небольшое количество сведений, постепенно их увеличивая, дополняя новыми,
закрепляя старыми. Такие наблюдения за трудом взрослых будут ещё эффективнее, когда
познавательный материал эмоционально насыщен, вызывает у детей восхищение,
раскрывает красоту труда. Всё это влияет на поведение детей, на их отношение к людям,
вещам, к окружающему миру в целом.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны понимать общественную пользу своего
труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе с взрослыми и получают
удовольствие от того, что они принесли тоже какую - то пользу, помогая взрослым.
Дети радуются процессу труда, чувствующие его пользу для себя, для других, для общего
дела, будут больше ценить труд взрослых. У них будет постепенно формироваться и
психологическая готовность к труду, т. е. трудиться всю жизнь.