Ольга Клопот
Консультация для родителей «Сказка как метод образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, как метод образовательной деятельности
[/b]
Сказка знакомит ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром в целом. Сказки развивают правильную речь, воображение, фантазию. Воспитывают морально-нравственные качества, способствуют формированию умение отличать добро от зла.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка как метод образовательной деятельности“» размещена в разделах
«Козлёнок, который считал до десяти», авт. Альф Прёйсен, пер. Валентин Островский
[/b]
Главный герой — Козлёнок, научившийся считать до десяти и пытающийся применить своё умение на практике.
Гуляя по лесу, он начинает считать всех, кого встречает по пути: «…один — это я, два — это Телёнок, три — это Корова. Один, два, три!». На что посчитанные обижаются, жалуются друг другу и хотят наказать Козлёнка за самоуправство. Обидно им просто потому, что какой-то Козлёнок без разрешения и объяснений произвел с ними непонятную процедуру.
Всё увеличивающаяся компания недовольных дружно бежит за Козлёнком, чтобы его побить – «вразумить.
Козлёнок убегает, уверенный в своей правоте, продолжая считать всех попадающихся на пути (вновь посчитанный ничего не успевает понять). Бегущая следом толпа всякий раз приостанавливается, чтобы объяснить ново-пересчитанному, насколько сильно его «обидели».
Спасаясь от преследователей, Козлёнок взбегает на парусник, стоящий у причала. Все устремляются за ним, перегруженный парусник сильно качается и вот-вот пойдет ко дну. Все в панике, и тут капитан объявляет, что кораблик рассчитан на десятерых, и кто-то срочно должен пересчитать пассажиров. Взоры присутствующих обращаются к Козлёнку, на этот раз не с осуждением, а с надеждой.
Козлёнок, не скрывая удовольствия от востребованности ещё раз всех пересчитывает, включая капитана корабля Гуся, корабельного кока Кота и себя. Как только выясняется, что всех вместе ровно десять, качка прекращается, и корабль перестаёт тонуть. Все испытывают к Козлёнку искреннюю благодарность, считая его своим спасителем.
Умение Козлёнка находит достойное применение: он становится контролёром. Работая на причале, он считает пассажиров, поднимающихся на борт парусника.
1. Нравственный урок.
Чем же вызвано недооценка значимости способностей козленка (собственным неумением, порывом неоправданного гнева, под общим воздействием героев сказки?
Беседа о правах.
Сказка способствует воспитанию умения сопереживать, развитию способности радоваться успеху товарища, формированию представлений о применении полученных знаний. Формирует умение адекватно оценивать способности, умения других людей; реагировать на обстоятельства.
2. Воспитание добрых чувств.
Козленок не озлобился от отношения к нему, к его способностям и в трудную минуту помог – пересчитал всех на паруснике, тем самым спас от затопления, и нашёл-таки применение своим способностям.
3. Дыхательная гимнастика.
После очередного «забега» козленка – глубоко вдохнуть и на выдохе произнести одну из цитат в зависимости от возможностей ребенка, например
- Один — это я, два — это Телёнок, три — это Корова, четыре — это Бык. Один, два, три, четыре! — сказал Козлёнок.
4. Развитие мышления и воображения.
Обсудить (поразмышлять) с детьми, что мог увидеть козленок, когда посмотрел в озеро (беседа об отражении)
Используя метод творческого рассказывания сказки «сказка с середины», дать возможность детям придумать свой вариант ответа на вопрос, кто научил козлёнка считать, как это произошло.
Обсудить, как попали домашние животные в лес. (ТРИЗ)
Уметь считать это хорошо или плохо? (ТРИЗ)
— Ой, теперь он и тебя сосчитал! — заревел Телёнок.
Когда Корова это поняла, она очень рассердилась:
— Я тебе покажу, как потешаться над нами! А ну-ка, Телёночек, зададим ему перцу!
И Корова с Телёнком бросились на Козлёнка…
Беседа - размышление о правах.
5. Формирование элементарных математических представлений.
Козленок пересчитывает встречающихся, ему на пути животных. Закрепляем навык количественного счета до десяти; поупражняться в обратном счете.
- Один — это я, два — это Телёнок, три — это Корова, четыре — это Бык. Один, два, три, четыре! — сказал Козлёнок.
- Один — это я, два — это Телёнок, три — это Корова, четыре — это Бык, а пять — это Конь. Один, два, три, четыре, пять!
6. Сказка и экология.
С детьми можно побеседовать: о домашних животных, встречающихся на пути козленка (где живут, о детенышах, о лесе, озере (воде, ее свойствах) бережном и безопасном отношении к природным объектам.
7. Развитее мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика, используя каждый пальчик, пересчитываем животных.