Татьяна Поникарова
Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности»
▼ Скачать +Заказ
"Семейное чтение как средство
духовно-нравственного становления личности"
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»
Публикация «Консультация для родителей „Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности“» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский
Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека само реализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста особенно важно, потому как именно в это время они особенно восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Велика роль семьи в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров. Как известно из традиционных русских методов семейного воспитания, родители учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Исстари средством воспитания подрастающего поколения являлось устное народное творчество, литературное слово: малышам рассказывали сказки, читали стихи, рассказы. Подрастая, дети сами начинали читать. Отношение к книге, как к ценному источнику знаний, культивировалось в обществе совсем недавно.
К сожалению, в современном мире, в большинстве случаев, литературный опыт детей, чаще всего, ограничивается лишь рассказами из азбуки и хрестоматии, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте. На первое место выходят средства массовой информации (телевидение, интернет, компьютерные игры… Из жизни детей уходит живое общение, вследствие чего вырастает глобальная проблема: становится нормой задержка речевого развития (дети начинают говорить только к 3-м годам).
Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: «…подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги».
Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Одним из эффективных средств, в процессе воспитания, может служить семейное чтение. Так как возможности заложены в содержании литературно художественных произведений, которые имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ребенка, в развитии его гражданского сознания, способности общаться, в формировании эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру. Неисчерпаемым источником народной мудрости являются русские народные сказки. Все мы с детства помним выражение: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Дети дошкольного возраста, в силу малого жизненного опыта, не всегда могут сами разобраться: в чем суть заложенного в сказку УРОКА. И тут необходима помощь взрослого!
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу взаимопонимания, доверия, общения между людьми разных поколений и успешную почву для развития личности ребенка.
Это обуславливается в следующем:
1. Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки знаний» и впечатлений человека, затрагивает «струны души».
2. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными устоями, обычаями, традициями.
3. Семейное чтение дает возможность познакомиться с жизненным опытом старших членов семьи. Узнать о своих близких что-то важное и интересное.
4.. После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшим место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
5 Возможно, участники беседы втянутся в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволит открыть для ребенка родовые связи, и на этой основе пробудится интерес к собственному семейному древу. Что, в свою очередь способствует восстановлению связи времен, осознанию того, что все мы являемся частью великого наРода.
6. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Одна из задач педагогов дошкольных учреждений – помочь семье в духовно-нравственном становлении личности ребенка через приобщение к чтению литературы и формирование у ребенка читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.