Оксана Мишина
Консультация для родителей «Самооценка ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей в детском саду.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим : «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, одеваться и др.) так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь и складывается мнение ребенка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научиться сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть.
Темочки:
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.
1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за ребенка все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ребенком непосильные задачи, для выполнения которых он еще не дорос.
2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте хвалить, когда он этого заслужил. Если малыш поели и не размазал кашу или не пролил сок, обязательно отметьте это достижение.
3. Поощряйте в ребенке инициативу. Помните, что ребенок наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успеху и неудачам. Сравните: «у мамы не получился пирог, ну ничего в следующий раз положу больше муки и все обязательно получится / ужас! Пирог не получился! Больше не буду готовить его.»
4. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Активность, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт- вот те качества, которые присуще детям с адекватной самооценкой. Они охотно принимают участие в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если и участвуют, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремиться компенсировать в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть лучшими и первыми, принимают близко к сердцу, если им не удается.
При завышенной самооценки дети стремятся быть лучше всех. Такие дети часто говорят: «я самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушаться». Они бывают агрессивными с теми детьми, которые хотят быть так же лидерами.
Конечно, это очень краткое описание. Но может быть, кто то узнает своего ребенка! Пройдите с ребенком тест «лесенка», и вы узнаете проверите какая самооценка у вашего малыша.
Нарисуйте на листе лесенку из 10 ступенек и вырежьте ее. Покажите ребенку и объясните, что на самой нижней могут стоять плохие (злые, завистливые, не воспитанные и т. д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке- чуть получше, на третей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые и т. д.) мальчики и девочки. Важно объяснить так, что ребенок правильно понял задание. Можно переспросить его, как понял.
После чего спросите на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть поставит игрушку на эту ступеньку. Теперь можно сделать и выводы. Если ребенок ставит себя на 1-ю, 2-ю,3-ю ступеньку снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю,6-ю,7-ю, то средняя (адекватная) самооценка. А вот если ребенок ставит себя на 8-ю, 9-ю,10-ю, то самооценка завышена. Но для дошколят завышенной считается если ребенок ставит себя все время на 10-ю ступеньку.
Если у вашего ребенка самооценка занижена или завышена, нужно поменять свое отношение к методам воспитания. Уровень самооценки может манятся, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение или реакция на его деятельность, успехи или неудачи – это оказывает влияние на отношение малыша к себе. Мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку! Не бойтесь лишний раз похвалить малыша, там где нужно и не делайте праздник из поступка который естественен. Любите своих детей!