Ольга Володина
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей»
▼ Скачать
Выдающийся педагог 20 века А. С. Макаренко в «Книге для родителей» о семейном воспитании отметил : «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
страной». Детский сад, школа, институт являются в большей степени образовательными учреждениями. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая,
отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединённая общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Каждая семья обладает определенными параметрами. Существуют параметры главные и второстепенные, существенные и несущественные. Благосостояние, полнота семьи, образование родителей - это внешние параметры, которые не являются главными для развития личности. Социальный статус и материальное положение семьи имеет большое значение для материального обеспечения ребенка и удовлетворения его материальных потребностей, однако на его воспитании это практически никак не отражается. Главными, определяющими параметрами семьи, являются любовь, но не слепая
любовь, создающая из детей кумиров; заботливое отношение родителей к детям, но, ни гиперзабота, лишающая детей самостоятельности и ответственности; дружба, взаимопонимание между родителями и детьми и стремление родителей
воспитать сильную и всесторонне развитую личность.
Добрые и светлые чувства, которые испытывает каждый ребенок по отношению к своим родителям, совершенно безусловны и подсознательны. Ребенок проносит эту любовь через всю свою жизнь, для него родители - это единственные люди в
мире, на которых он может полностью положиться. Причиной неудач взрослого человека, алкоголизм, наркомания, невозможность реализовать себя в жизни является отсутствие родительской любви и правильного воспитания в детстве. У человека складывается устойчивое ощущение пустоты и одиночества, которое он заглушает любыми доступными
ему способами. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей,
что приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять
повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. «Хороший родитель должен понимать и допускать, что в окружении ребёнка будет много отрицательного. И задача родителя – вовремя объяснить, подсказать, направить, если надо –
остановить, но не создавать «парникового воспитания», ребёнок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям» - А. С. Макаренко.
Между родителями часто случаются конфликтные ситуации – различные подходы к воспитанию детей. Отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие конкретных требований к ребёнку, разногласие в выборе воспитательных средств и методов – порождает в детях неуверенность, импульсивность и даже агрессию и неуправляемость.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга, если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, и вообще между взрослыми, добиваясь сиюминутных выгод
(обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Можно выделить 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат (в др. источниках – авторитарный, доминирование).
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия
приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление
оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье (попустительский, индифферентный) – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на
второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. «Убирая все камушки с его пути», родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными
к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие,
приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Невмешательство (либеральный). Предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем,
ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Родители убеждены, если их ребёнок одет, обут, накормлен, то их родительский долг выполнен. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так
необходима маленькому человечку в этом большом мире отсутствует. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество (авторитетный, демократичный, гармоничный) этот тип взаимоотношений в семье сформирован общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, требуют осмысленного поведения детей, чутко относятся к запросам детей, заботятся о соблюдении дисциплины, что формирует ответственное общественное поведение. Семья, где
ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Доктор психологических наук М. И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и
умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; эти дети прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях,
в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От развития самосознания детей зависит адекватное и неадекватное поведение
ребенка.
Неадекватность обычно проявляется у тех детей, у которых занижена самооценка, они недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное поведение ребёнка в тех семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениями с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не
прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Мудрость наших предков о воспитании детей сохранилась в пословицах и поговорках.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Дитя - что тесто: как замесил, так и выросло.
Водил за ручку – получил белоручку.
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока слушается.
Неразумная опека хуже беспризорности.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Верная указка – не кулак, а ласка.
Детей наказывают стыдом, а не кнутом.
Мы с вами родители. И в наших силах помочь своему ребёнку вырасти добрым,
честным, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим.
Одним словом, Человеком.
Всем вам счастья, мира и добра.
Пусть радость царит в ваших семьях всегда!