Вера Петушкова
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Многое может сделать семья для развития способностей ее маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие каждый день за ребенком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребенка особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребенка к какой-либо деятельности - значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Вы купили сыну новый конструктор. Не торопитесь сразу же объяснять, показывать как с ним действовать. Дайте возможность ребенку вначале самому поэкспериментировать. Предварительная самостоятельная широкая ориентировка в возможностях конструктивного материала позволит в дальнейшем находить самые неожиданные комбинации и получить оригинальные конструкторские решения. Ребенок нашел жука. Что за жук – майский, плавунец? Подождите с ответом. Предложите проверить – плавает ли? Так и есть – плавунец.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии способностей детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного опытничества даже в условиях дома, приусадебного участка дает возможность ребенку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.
Созданию интереса, развитию способностей к определенному виду деятельности у ребенка содействует атмосфера увлеченности, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребенок также проявляет интерес к ней, в семье увлеченных биологов – к природе, в семье, где господствует атмосфера увлеченности техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.
Велика роль семьи и в формировании у ребенка склонности к труду, которая рассматривается психологами как фактор очень важной одаренности. Думая о будущем ребенка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребенка, необходимо подумать о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Несомненную пользу для развития творчества может принести использование наряду с другими средствами специальных творческих заданий.
Большей эффективности можно добиться, если задания эти будут постепенно усложняться. Вначале детям целесообразно предлагать задания, требующие от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности. При этом создается установка на новые для ребенка способы действий : сочини, придумай, найди, измени (например, ребенок подражает различным звукам, пению птиц и т. д.). На этом этапе он действует совместно с родителями, активно копирует предлагаемые действия; в дальнейшем можно ребенку давать задания, которые вызвали бы у него целенаправленные действия, поиски решений. Способы действий при этом стимулируются взрослым уже косвенным путем (сочинить песню на предложенный текст, придумать действия определенных персонажей на основе рассказанной сказки и т. д.). Важно, что при этом возникает атмосфера сотворчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие, радость. Когда малыш научится справляться с этими заданиями, их можно усложнить: предложить сочинить песню, выбрав текст по своему желанию из нескольких заданий, и т. д.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребенок. Способности рёбенка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности- определенной техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями. Не пожалейте на это время. Долг родителей- создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владения умениями и навыками будет плодотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.