Папки-передвижки

Консультация для родителей «Роль речи взрослого в развитии речи детей»

люба демидова
Консультация для родителей «Роль речи взрослого в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи : если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Публикация «Консультация для родителей „Роль речи взрослого в развитии речи детей“» размещена в разделах

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет взрослый и его речь. Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Усваивая родной язык, ребёнок овладевает важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Характерной особенностью ребёнка дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, ребёнок этого возраста подражает всему, что он видит и слышит в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ним связаны, к которым у ребёнка сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок, является родитель.

Поведение, речь матери, отца, их внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия ребёнка, связанное с подражательностью, должно быть использовано в его воспитании и обучении, и, в частности, при обучении родному языку.

Речь взрослого является образцом для ребёнка в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с взрослым. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным ребёнку.

При разговоре с младшими детьми речь взрослого должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол”.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд взрослых, которые стирает скатерти”.

Грамматическая правильность речи взрослого обязательна.

При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь взрослого отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Взрослый, рассказывая или пересказывая какое-либо художественное произведение, должен раскрыть его эмоциональную сторону, который повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и доступные возрасту и развитию детей, допустимы для пересказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понятным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние детали, подробности затрудняют усвоение сущности, а потому и осложняют самый пересказ. Вначале следует выбирать рассказы возможно ясные и простые по конструкции.

Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи “полные ответы” хоть какую-нибудь роль? Иногда можно дать план рассказа. Предположим:

1. Дети отправились в лес.

2. Неприятное приключение в лесу.

3. Возвращение домой.

По нему взрослый составляет рассказ. Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

Рассказывание по картинкам — один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ взрослого. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.

Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2—3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Процесс овладения речью далеко не прост. Чтобы освоить его, ребенку нужно:

Овладеть своим речедвигательным аппаратом. То есть «включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Вначале эти мышцы непослушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.

Развить фонематический слух. Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих далеко не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.

Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь. То есть «выучить» значение множества слов языка.

Захотеть общаться с взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить. ( Например: мама или бабушка и так все понимают, готовы предугадать любую потребность ребенка. Тогда говорить самостоятельно ему, в общем-то, нет необходимости. Если ребенок очень замкнут, ему может быть просто не так уж интересно общаться с окружающими. Тревожный ребенок может молчать от страха, неуверенности, или в незнакомой обстановке.)

Развивать активную речь. То есть, собственно, набраться мужества и начать говорить, а потом тренировать эту свою новую способность, продолжая разговаривать

Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно уже было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а также положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.

Освоить правильное речевое дыхание.

С чего же начать развитие речи ребёнка?

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения». Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. Соблюдайте несколько простых правил в общении с ребёнком, и процесс овладения речью значительно ускорится и качественно улучшится.

Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала ребёнок осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш ребёнок. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните, что дерево нужно для красоты (чтобы было где жить птичкам, белочкам, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева).

Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание на это облако, расскажите, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите ребёнка рассказать о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните, Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все,что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача взрослого максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Речь взрослого является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации взрослого в зависимости от свойств описываемого события, и чем правильнее будет звучать речь взрослого, тем правильнее будет развиваться речь ребёнка. Взрослый должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Публикации по теме:

Консультация «Дидактическая игра в развитии речи детей» «Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль речи взрослого в развитии речи детей»
Опубликовано: 21 января 2022 в 14:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль речи взрослого в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем люба демидова (УИ 456733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД